Дата: 24.10.2006
Находка, поставившая под сомение первичность Христанства вновь удивила археологов
Петр Образцов
|
|
В 2006 году, по всей видимости, завершается археологическая история, начавшаяся 60 лет тому назад. Тогда, сразу после окончания Второй мировой войны, в поисках пропавшей козы бедуин проник в пещеру на берегу Мертвого моря. Дело происходило возле высохшей речки Кумран, поэтому найденные бедуином в пещере древние пергаменты получили название Кумранских рукописей. Судьба этих рукописей могла бы стать основой десятка детективов (и стала), но в конце концов они попали в руки ученых, а сейчас хранятся в отдельном Музее Книги (т.е. Библии) Иерусалимского музея. Рукописи написаны на древнееврейском, который легко читается и сейчас любым знающим иврит, и содержат как выдержки из Ветхого Завета, так и истории о жизни неких ессеев и их Учителя.
Находка этих рукописей стала величайшей научной сенсацией, и далеко не только научной. Учитель ессеев (его высказывания) оказался настолько похожим на более позднего Иисуса Христа, что вся эта история поставила под сомнение первичность христианства. Однако христианским теоретикам не привыкать, и постепенно они сумели приглушить недоумение паствы - в конце концов мало ли аналогий между евангелиями и, например, древнеегипетскими сказками о смерти и воскресении бога Осириса? Историческая же ценность рукописей бесспорна.
И вот новые археологические данные. До сих пор считалось, что они написаны непосредственно в пещерах Мертвого моря, где секта ессеев и проживала, прячась от римских легионеров (дело происходило во время римской оккупации Палестины). В конце концов, как считалось, они были "вычислены" и уничтожены, успев попрятать свои драгоценные тексты в глиняные горшки.
Раскопок в Кумране не проводилось уже несколько десятилетий. Но вот недавно их возобновили израильские археологи Ицхак Маген и Июваль Пелег, которые и выдвинули новую теорию - никакого поселения в Кумране не было, а была лишь фабрика по производству глиняных изделий, в основном разного рода кувшинов. И действительно, как могло поселиться немалое количество человек в местности, начисто лишенной воды и пригодных для обработки полей? Вот производство кувшинов в изобилующей глиной местности всего лишь десятком ремесленников - это вполне возможно. Подтверждается теория невероятным количеством осколков керамики и готовых изделий. А рукописи были принесены сюда и спрятаны беженцами из Иерусалима, где ранее проживала секта ессеев. Для историков эту теорию можно уподобить перевороту - как если бы выяснилось, что Пушкин, например, написал свои величайшие произведения в Санкт-Петербурге, а в Болдино их просто привез в кибитке.
Оригинал статьи находится на сайте Известия Науки