Новости наукиПослать ссылку другуДата: 26.03.2006 Ученик третьего класса обнаружил интересную математическую закономерностьА. Ниходовский (г. Усолье-Сибирское-17 Иркутской обл.)Один из самых юных читателей журнала "Наука и жизнь", ученик третьего класса Саша Ниходовский обнаружил интересную закономерность, связанную с суммами цифр многознач ных чисел. Она в чем-то схожа с арифметическими аттракторами - понятием, введенным Р. Бахтизиным и К. Штуктуровым из Уфы (см. "Наука и жизнь" № 9, 2000 г., № 3, 2004 г.). Закономерность эта не только интересна сама по себе, но и может иметь практическое применение.Однажды во втором классе на уроке математики нам продиктовали ряд цифр: 1, 2, 3, 4 - и предложили дома составить из них все возможные суммы. У меня получились такие примеры: 1+234=235, 4+123=127, 214+3=217, 14+23=37, 2+134=136, 432+1=433, 21+34=55, 321+4=325 и т.д. От нечего делать я придумал игру: начал искать суммы цифр всех полученных ответов. Во всех случаях результат был один и тот же - число 10. Например, 2+3+5=10, и 2+1+7=10, и 4+3+3=10 и т.д. Дальше мне пришло в голову найти сумму исходных цифр (продиктованных учителем): 1+2+3+4=10. Я заинтересовался этой закономерностью и стал ее проверять на больших числах. Например, число 548 769. Сумма его цифр 5+4+8+7+6+9=39. Сложил 3+9=12 и 1+2=3, а затем опять начал составлять все возможные суммы и находил суммы цифр, составляющих найденные ответы: 54+87+69=210, сумма цифр ответа 2+1=3; 967+845=1812, сумма цифр ответа 1+8+1+2=12, а 1+2=3; 769+485=1254, сумма цифр ответа 1+2+5+4=12, а 1+2=3. Продолжая составлять все возможные суммы из цифр, составляющих число 548 769, убедился, что окончательная сумма цифр всех полученных ответов всегда равнялась 3. Я увлекся замеченной мною закономерностью и стал проверять ее на разных числах. Результат был тот же: для всех возможных сумм цифр, составляющих число 52 863 749, сумма цифр ответа всегда была 8, а для сумм цифр, составляющих число 269 751, - равнялась 3. Пораженный открытой закономерностью, пробовал включать в ряды цифр нули и повторяющиеся цифры. Вот, например, число 10 972. Сумма его цифр: 1+0+9+7+2=19, 1+9=10, 1+0=1. Некоторые из возможных сумм, составленных из цифр этого числа, и суммы цифр ответов: 109+72=181, 1+8+1=10, 1+0=1; 19+270=289, 2+8+9=19, 1+9=10, 1+0=1; 297+10=307, 3+0+7=10, 1+0=1. Опять повторилась та же закономерность. Я проверял свое открытие на десятках номеров трамвайных билетов, номерах телефонов из справочника и т.д. Например, телефон лицея 95-4-65. 9+5+4+6+5=29, 2+9=11, 1+1=2. Составляю произвольно любые четыре суммы из первоначального набора: 564+59=623, сумма цифр ответа 6+2+3=11, 1+1=2; 956+54=1010, сумма цифр ответа 1+0+1+0=2; 495+65=560, сумма цифр ответа 5+6+0=11, 1+1=2; 55+694=749, сумма цифр ответа 7+4+9=20, 2+0=2. Видно, что и в этом случае закономерность остается в силе. Арифметическая игра с числами и цифрами, составляющими их запись, не только очень увлекательна. Я смог показать, что эта игра имеет практическое значение. Учитель легко сможет проверить любые примеры на сложение, а каждый покупатель - быстро узнает, не обсчитали ли его. Для этого следует на ценниках штучного товара рядом с его ценой указывать сумму цифр его цены. Например, мы купили: шоколад - цена 15 руб., сумма цифр цены 1+5=6; 10 яиц - 29 руб., сумма цифр цены 2+9=11, 1+1=2; рулет - 18 руб., сумма цифр цены 1+8=9; хлеб - 12 руб., сумма цифр цены 1+2=3; молоко - 17 руб., сумма цифр цены 1+7=8; Еще в очереди я сосчитал: 6+2+9+3+8=28, 2+8=10, 1+0=1. Всего мне сказали уплатить 93 руб. А сумма цифр цены моей покупки 9+3=12, 1+2=3. 3 не равно 1, значит, продавец ошибся. Всего за покупку мне нужно было уплатить 91 рубль (9+1=10, 1+0=1). Зная о найденной закономерности, можно легко и просто проверить, верна ли названная кассиром сумма. Оригинал статьи находится на сайте Известия Науки Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |