Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости науки

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 29.08.2005

Транспорт будущего создавался в СССР Эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев.

Когда американцы впервые увидели со спутников огромное сооружение - то ли корабль, то ли самолет, несущийся по Каспийскому морю, - они были шокированы и назвали его "каспийским монстром". Это был новый, созданный в Советском Союзе тип летательного аппарата - экраноплан (WIG - Wing-in - ground craft). Он сочетает в себе достоинства морских и речных судов, назем-ных машин и летательных аппаратов. Летая на небольшой высоте, экраноплан использует для увеличения подъемной силы создаваемую под крылом надду-вом двигателей воздушную подушку.

Экранопланы относятся к безаэродромной авиации, поскольку для взлета и посадки им нужна не специально подготовленная взлетная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория, ровный участок суши или даже болото. Кроме того, они обладают большой автономностью использования, то есть возможностью продолжительной (до нескольких суток) эксплуатации вне ос-новного пункта базирования.

"Эффект экрана" был известен давно. Он доставлял немало неприятно-стей авиаторам при взлетах и посадках, пока его не "укротили". Но "приручить" это малоизученное физическое явление, позволяющее строить необычные транспортные конструкции, смогли только российские ученые. У американцев, несмотря на выложенные федералами, Пентагоном и частными фирмами мил-лиардные средства, реальных практических результатов в создании экранопла-нов достичь пока не удалось. Примерно такая же ситуация в Германии и Китае.

В нашей стране в течение 1960-2000 гг. были успешно проведены научно-исследовательские работы, созданы новые конструкционные материалы с хо-рошими прочностными, пластическими характеристиками и высокой корро-зийной стойкостью и построена целая плеяда оригинальных машин от мала до велика: "Стриж", "Амфистар", "Волга". Прошли опытную эксплуатацию и при-няты на вооружение десантный экраноплан "Орленок" и ракетоносец "Лунь", а также разработанный на его базе экраноплан "Спасатель" для спасения экипа-жей тонущих кораблей.

Но кончилась "холодная война" и экранопланы оказались не у дел. Они, несмотря на предпринимаемые усилия, до последнего времени так и не смогли найти свою нишу. Проблема в том, что эти летательные аппараты из-за малых высот и больших скоростей полета, а некоторые и из-за внушительных разме-ров сложно эксплуатировать над обжитыми и густонаселенными районами, а также эффективно применять над промышленно используемыми реками, озе-рами и прибрежными морскими зонами.

Но есть в России и территории, над которыми экранопланы могут эффек-тивно применяться. Это малонаселенные регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Использование экранопланов над тайгой и практически безлюдными равнинными просторами тундры не менее эффективно, чем над водными про-странствами, для которых они проектировались изначально. И сегодня уже об-суждается вопрос об их серийном производстве.

Использование экранопланов этих регионах обеспечит более дешевые грузопассажирские перевозки как в зимнее, так и в летнее время, не требуя до-рогостоящих, специально подготовленных взлетно-посадочных полос и хоро-шо оснащенных наземных служб.

Экранопланы небольшой грузоподъемности: "Стриж" - взлетная масса 1,6 т, "Волга" - 2 т и "Амфистар" - 3 т - смогут активно дополнять традиционные летательные аппараты на внутрирегиональных маршрутах. В зависимости от компоновки скорость таких экранопланов будет достигать 200 км/ч.

Большегрузные экранопланы типа "Орленок" (взлетная масса 120 т) и "Лунь" (350 т) с возможностью движения со скоростями до 500-600 км/ч мог-ли бы выступать (в специальном исполнении) в качестве перевозчиков сырья (рудовозов, танкеров и т.п.) как внутри регионов, так и в качестве дополнения к имеющимся транспортным трассам (Северный морской путь, БАМ).

Сверхтяжелые экранопланы типа "Каспийского монстра" со взлетной массой более 500 т могут быть круглосуточно задействованы в качестве кон-тейнеровозов на трассах Запад - Восток - Запад, обеспечивая скоростные пере-возки грузов по трассам, почти в трое меньшим, чем Северный морской путь, и вдвое, чем БАМ.

Помимо северных проблем экранопланы имеют неплохие перспективы применения и в космической деятельности в качестве разгонно-принимающей ступени многоразовых воздушно-космических самолетов, с которыми специа-листы связывают наибольшие надежды на значительное удешевление космиче-ских запусков. Работы по созданию таких самолетов ведутся сегодня в США, Франции, Японии. Уникальный технологический и экспериментальный задел есть и у России. Многие используемые при разработке такой многоразовой транспортной космической системы (МТКС) идеи уже опробованы и нашли подтверждение. Имеется и соответствующая промышленная база.

Схема работы системы такова. Экранолет с космическим самолетом от-ходит от находящейся на берегу технической позиции, разгоняется до заданной скорости и взлетает с водной поверхности. На высоте 8-12 км дается команда на включение двигателей космического самолета, который отделяется от экра-нолета и продолжает набирать скорость и высоту. Он доставляет полезную на-грузку на орбиту, а затем возвращается к Земле и совершает посадку на летя-щий экранолет, предварительно уравняв с ним скорость. Применение экрано-лета в качестве разгонной ступени, помимо других преимуществ, (старта из приэкваториальных районов, широкого диапазона возможных наклонений ор-бит и т.д.), позволяет увеличить массу выводимой в космос полезной нагрузки почти в два раза.

По оценке экспертов как сама МТКС с использованием экранолетов-разгонщиков - -приемщиков, так и ее инфраструктура могут быть созданы за 8-9 лет.

Оригинал сообщения находится на сайте РИА "Новости"









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Kent
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ