Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 17.01.2007 Духовность – вчера и сегодняПетр Бавин
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. В сегодняшнем российском медиа-пространстве есть несколько терминов и понятий, которые, с одной стороны, довольно часто употребляются, а с другой – характеризуется семантической неоднозначностью, не имеют внятного определения. К таким понятиям, на наш взгляд, относится "духовность". Это слово знакомо подавляющему большинству россиян – 91%. Рассмотрим ответы респондентов на открытый вопрос: "Как Вам кажется, что такое духовность? Как Вы понимаете это слово?", – и мы увидим, какой широкий спектр значений у этого понятия в массовом сознании. 25% респондентов связывали понятие "духовность" с верой в Бога, религией, церковью: "Вера в Бога"; "духовность – единое целое с Богом"; "Господь Бог"; "христианская религия"; "близость к Богу"; "это что-то связано с церковью"; "быть ближе к церкви"; "ближе к религии"; "я своего Аллаха знаю, верю в него и буду верить". 21% опрошенных считают, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека: "Высокая мораль, нравственность"; "это система ценностей"; "доброта и человечность"; "душевный человек"; "взаимопонимание, поддержка"; "доброта, помощь другим людям". К этой группе высказываний примыкают, на наш взгляд, суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония: "Чистота мыслей и намерений"; "душой чистые люди"; "чистота внутренняя"; "душевные качества"; "это гармония внутреннего мира"; "жить в мире с самим собой" (7% опрошенных). 8% участников опроса полагают, что духовность – это прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность: "Интеллект человека"; "духовность – это разносторонние знания"; "образованность, чтение книг"; "внутренняя культура"; "культура поведения". Таковы три основных семантических поля, в которых находится понимание духовности: религия, нравственные качества, культура и интеллект. Встречаются и иные интерпретации понятия "духовность". Одни – 10% опрошенных – определяют ее как внутренний мир, внутреннее содержание человека – причем эти респонденты не уточняют, нравственный или интеллектуальный аспект имеется в виду ("богатый внутренний мир"; "богатство души…"). Другие – 5% – видят в "духовности" определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию ("мировоззрение"; "работа над собой"; "развитие личности"; "самопознание"). Для третьих духовность – это "вера в хорошее"; "вера, надежда"; "любовь"; "вера в идеалы". Разговор о "духовности" в современном российском обществе чаще всего разворачивается в модальности "больше – меньше": больше или меньше стало духовности по сравнению с советским прошлым? Аналогичный вопрос мы задали нашим респондентам. Половина опрошенных (49%) считают, что духовности стало меньше, каждый четвертый (23%) полагает, что ее стало больше. Отметим, что различий в суждениях между возрастными группами практически нет – в данном случае опыт жизни в советское время никакой роли не играет. Гораздо важнее другое: то, как именно понимает человек духовность, с какой стороной человеческой жизни он ее соотносит. В таблице показано распределение ответов на вопрос о росте или падении духовности в современной России в зависимости от ответов на открытый вопрос о содержании понятия "духовность".
Как свидетельствуют данные, в глазах тех, кто трактует понятие "духовность" в религиозном ключе, она скорее растет, а в глазах тех, кто понимает ее как нравственность, положительные качества человека, его интеллект – падает. Почему сегодня в России сосуществуют и каким образом сочетаются представления о росте религиозности – с одной стороны, и падении нравственности – с другой? Этот вопрос заслуживает специального рассмотрения. Оригинал статьи находится на сайте ФОМ Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |