Дата: 12.12.2006
Событие, рискующее стать эпохальным
Борис Титов
|
|
Чемпион мира по шахматам Владимир Крамник со счетом 2:4 проиграл суперматч немецкой компьютерной программе Deep Fritz. За участие в матче гроссмейстер получил половину из призового фонда в 1 миллион долларов США. Многие шахматные аналитики считают, что на этом эра противостояния компьютера и человека может закончиться.
"Компьютеры стали очень умными, а скоро будут еще умнее. Они убьют человеческие шахматы, если уже не убили" - такой невеселый прогноз дает Михаил Донской, один из авторов отечественной программы "Каисса", которая в 1974 году выиграла первый чемпионат мира среди компьютеров, проходивший в Стокгольме.
Московская "Каисса", названная так в честь богини - покровительницы шахмат, создавалась в Институте проблем управления Академии наук СССР. По словам Донского, возможностями ЭВМ играть в шахматы здесь всерьез заинтересовались еще в середине 1960-х, а в 1967 году одна из разработанных советскими программистами систем впервые сыграла с американской шахматной программой. Именно американцам и их Chess-4 все эксперты дружно отдавали пальму первенства на чемпионате мира, поэтому нашу победу называли сенсационной.
Успех советских программистов оказался громким и весомым, и финансирование работы группы Донского тут же включили в пятилетний план на 1976-1980 годы. В США вложение денег в шахматное программирование увеличилось в разы.
Однако первые шахматные программы играли в лучшем случае в силу разрядников. И даже в середине 1980-х гроссмейстеры играючи расправлялись с "искусственным разумом". Достаточно вспомнить безоговорочную победу чемпиона мира Гарри Каспарова в сеансе одновременной игры с 15 (пятнадцатью!) компьютерами. Казалось, "железо" никогда не сумеет справиться с человеком.
Первый тревожный звонок прозвучал в 1992 году, когда Каспаров проиграл машине блицпартию, а еще через пять лет не сумел справиться с американским многопроцессорным монстром Deep Blue весом в полторы тонны, который считал варианты в 200 миллионов раз быстрее человека! Матч закончился со счетом 3,5:2,5 в пользу чуда техники корпорации IBM.
С тех пор человеку никогда больше не удавалось выиграть у машины матч из нескольких партий. Тот же Крамник в 2002 году в Бахрейне добился лишь ничьей с одной из предыдущих версий Deep Fritz - 4:4, хотя к середине схватки вел со счетом 3:1.
Противостояние Каспарова с версией Deep Junior завершилось со счетом 3:3. Остальные ведущие гроссмейстеры мира (Найджел Шорт, Руслан Пономарев, Майкл Адамс и другие) были биты компьютерами. Силы уже не равны, и Крамника называют едва ли не последним оплотом в борьбе с машинами, способными заглянуть на 20-40 ходов вперед.
"Не стоит драматизировать ситуацию. Я лично против того, чтобы проигрыши шахматистов компьютерам считали пощечиной человечеству, и не согласен, чтобы компьютер называли кремниевым монстром. Это достижение цивилизации, - резюмирует Михаил Донской. - Крамник играл не с куском железа. Реально в шахматную программу "втиснуто" очень много разума, превышающего способности человека, даже если это такие выдающиеся игроки, как Каспаров или Крамник. Академик Королев не в одиночку запускал Гагарина в космос. Победой машины над человеком надо гордиться, а не бояться этого".
Оригинал статьи находится на сайте Известия Науки