Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 29.11.2006

Деньги воспитывают целеустремленных эгоистов

Елена Наймарк

Это заставка с детского сайта www.communitycorner.org, дающего начальные представления о том, откуда берутся деньги. Можно кликнуть по любому объекту, и появится информация о разных экономических приемах (инвестиции, страховка и т. д.), с помощью которых можно заполучить собственные деньги. В Америке детей сызмальства приучают к мысли о больших деньгах
Это заставка с детского сайта www.communitycorner.org, дающего начальные представления о том, откуда берутся деньги. Можно кликнуть по любому объекту, и появится информация о разных экономических приемах (инвестиции, страховка и т. д.), с помощью которых можно заполучить собственные деньги. В Америке детей сызмальства приучают к мысли о больших деньгах

Считается, что деньги изменяют поведение человека: побудительная мотивация меняется к лучшему, а социальное поведение — к худшему. Команда экономистов и психологов, проведя серию экспериментов, показала, что одно лишь напоминание о деньгах приносит людям ощущение независимости и самодостаточности. Оборотной стороной этого явления оказался эгоизм: вспомнив о деньгах, испытуемые отказывались от помощи и переставали помогать другим.

Экономическая роль денег тривиальна и известна нам еще со знаменитой формулы Маркса — «товар–деньги–товар». Психологическая и социальная роль денег гораздо менее очевидна. Ясно, что деньги играют огромную роль в формировании человеческой психики и настроений в обществе. Лозунги «За деньги можно всё!» или, наоборот, «Не всё в этом мире продается!» отражают некие глубинные механизмы психологического настроя общества. Команда экономистов и психологов с Факультета маркетинга Карлсоновской школы менеджмента при Университете Миннесоты (Миннеаполис, США), Факультета психологии Университета Флориды (Таллахасси, США) и Отделения маркетинга Содеровской школы бизнеса при Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) поставила вопрос о психологических механизмах воздействия денег на поведение человека. Они провели 9 экспериментов, в которых выясняли, как и насколько меняется поведение человека, думающего в данный момент о деньгах.

Основой экспериментов была подсознательная активация у участников экспериментов понятия денег или, точнее, понятия финансовой состоятельности. Для этого были использованы испытанные методики, такие как упоминание о деньгах, выполнение специальных заданий с текстами, содержащих денежную смысловую нагрузку, чтение вслух текстов о деньгах, рекламные плакаты, демонстрирующие обменный курс валют, а также игра в «монополию». Главное, чтобы испытуемый не подозревал о подсознательном воздействии на его сиюминутные мысли.

Все испытуемые были разделены на три группы. Людей из первой группы заставили подсознательно думать о деньгах, вторая группа — контрольная, без подсознательного воздействия, и третья — промежуточная, в которой участников подсознательно заставили воспринимать деньги как игру. Для этого в поле зрения участников третьей группы разложили пачки денег из «монополии». Затем участники получили одинаковое задание, трудное, но решаемое. Во время его выполнения к ним подходил экспериментатор и предлагал помощь.

Так вот, оказалось, что люди с активированным представлением о деньгах чаще отказывались от помощи, чем люди контрольной и «игровой» группы. Важно, что этот результат не зависел от статуса экспериментатора (помощь мог предлагать и один из участников экспериментов). Также оказалось значимым и то, что испытуемый реагировал не просто на слово «деньги», а ассоциировал их с финансовым благополучием: если участник читал вслух о высоких доходах, то в дальнейших экспериментах он отказывался от помощи, а если о низких доходах, то принимал помощь. Таким образом экспериментаторы показали, что одно лишь упоминание о высоких доходах рождает в человеке чувство уверенности в себе, решительность, ощущение самодостаточности.

Результаты эксперимента, когда испытуемым предлагал помощь экспериментатор. Контрольная группа, в которой испытуемых не настраивали думать о деньгах, достоверно реже просила о помощи. Рис. из статьи в Science
Результаты эксперимента, когда испытуемым предлагал помощь экспериментатор. Контрольная группа, в которой испытуемых не настраивали думать о деньгах, достоверно реже просила о помощи. Рис. из статьи в Science

В следующем эксперименте проверили, как ведет себя человек, подсознательно нацеленный на финансовую состоятельность, по отношению к другим людям. Результат нескольких экспериментов говорил об одном: такие люди меньше склонны помогать другим. Пусть сами справляются — вот ведущий лейтмотив их поведения. Например, если в комнату во время выполнения задания входил ассистент и ронял перед носом испытуемого карандаши, то члены контрольной группы поднимали в среднем на 3 карандаша больше.

Или если после эксперимента «денежную» группу просили помочь заполнить листы с результатами, то в среднем они заполняли на 4-5 листов меньше. Если другой участник эксперимента просил их разъяснить непонятное задание, то они тратили на разъяснение на треть меньше времени, чем контрольная группа. Наконец, когда в самом конце им напоминали, что хорошо бы пожертвовать несколько четвертаков в поддержку студенческого фонда, то их щедрость оказалась вполовину меньше, чем у контрольной группы.

Помимо того, испытуемые денежной группы в ответ на предложение решить задачу вместе с соседом, отказывались от взаимопомощи, хотя было очевидно, что вдвоем дело пойдет существенно быстрее. Когда же их просили просто пообщаться с соседом, то они вынужденно соглашались, подвигая поближе стул. Но расстояние между двумя стульями разговаривающих (вот ведь какая мера социализированности!) оказывалось больше, чем если в разговоре участвовал человек из контрольной группы.

Итак, люди, помышляющие в душе о высоких доходах, в среднем оказываются более целеустремленными и самонадеянными, но зато и более эгоистичными. Самодостаточность ведет к снижению социальной активности, к уменьшению альтруистических порывов. Хорошо это или плохо? Всё зависит, вероятно, от социального заказа, то есть того, каким общество желает себя видеть. Одно понятно: чтобы возродить общественный статус таких качеств, как щедрость, бескорыстная дружба и взаимопонимание против главенствующих на сегодня самодостаточности, целеустремленности и успешности, нужно хотя бы уменьшить количество подсознательных денежных стимулов в общественных местах.

Недавно в том же журнале Science была опубликована статья, излагавшая результаты исследования понятий «греха, очищения» и лингвистически и ассоциативно связанной с ними «чистоты телесной». Было показано, что человек, подсознательно чувствующий свой грех, менее целеустремлен и больше настроен оказывать помощь — заполнять экспериментальные листы, поднимать карандаши и т. д. Но достаточно такому «подсознательному грешнику» просто помыть руки, как он начинает чувствовать себя полноценным и самодостаточным членом общества, у него снижаются альтруистические порывы и желание помогать людям. Так что мы видим, как легко искоренить в обществе альтруизм: для этого нужно поддерживать телесную чистоту и понемножку, но постоянно напоминать людям о финансовом благополучии. По-моему, результаты этих исследований обескураживают.


Оригинал статьи находится на сайте Элементы.ru











Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Вавада
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ