Дата: 27.09.2006
Раскрыта еще одна тайна Джоконды
|
|
Знаменитая "Мона Лиза" кисти Леонардо да Винчи первоначально была изображена в одежде, которую обычно носили беременные женщины, а ее волосы были собраны в узел, утверждают трое ученых, которые исследовали это полотно, используя сложное трехмерное отображение.
На пресс-конференции в Оттаве исследователи Национального научно-исследовательского совета Канады (NRC) обнародовали полученные данные первых трехмерных изображений шедевра, который они изучали с помощью лазерного сканера.
Ученые прибыли в Париж в октябре 2004 года, чтобы провести исследование по запросу французского государственного агентства - Центра по исследованию и восстановлению музеев Франция (CRRMF).
"Эта Мона Лиза такая, какой мы никогда не видели ее прежде", - отмечает президент NRC Пьер Куломб.
Сканирование показало, что женщина с загадочной улыбкой нарисована с собранными в пучок волосами, это притом, что сегодня ее волосы кажутся свободно распущенными.
Это открытие улаживает старое противоречие, потому что в XVI веке в Италии распущенные волосы носили только девочки или женщины легкого поведения, отмечает руководитель проекта Бруно Моттен. Реальная Мона Лиза была женщиной с высоким социальным статусом.
Один из предметов ее одежды напоминает то, что носили беременные или кормящие женщины – но эта деталь также была утеряна под слоем желтого лака. Невооруженному глазу не видно, но это обнаружило инфракрасное сканирование.
Настоящая Мона Лиза имела троих детей. Да Винчи получил заказ от богатого флорентийского купца Франческо дель Джокондо нарисовать портрет его жены. Это произошло где-то между 1503 и 1506 годами после рождения их второго ребенка. Однако великий Леонардо портрет супругам не отдал и продолжал работу над ним до самой смерти, вероятно, именно тогда он изменил прическу и ряд других деталей.
В первоначальном варианте Мона Лиза не отдыхает, откинувшись на спинку стула, как полагают некоторые, но сидит совершенно ровно и прямо – это доказано с помощью сканирования.
Специалисты обратили внимание на отсутствие мазков на полотне и выдвинули гипотезу, что да Винчи, возможно, писал картину пальцами. Но тогда остается еще одна загадка – на работе нет никаких отпечатков.
В ходе исследования портрета открылось, что более темные зоны, например, глаза и уголки губ, - более плотные и состоят из последовательно наложенных друг на друга более тонких слоев краски. Однако, как да Винчи на самом деле накладывал слои краски, разгадать не удалось. Ученые сошлись во мнении, что техника письма Леонардо непохожа ни на что прежде виденное.
По словам Моттена, хотя Джокондой ежегодно любуются семь миллионов посетителей музея, ученые имели мало возможностей для ее изучения в лабораторных условиях – лишь раз в 1930-ых годах, раз в 1952 году и вот теперь. "Она страдает от своей знаменитости", - подчеркнул он.
Новые трехмерные образы позволят хранителям музея продолжить исследование, не касаясь холста, а также опробовать на трехмерной модели новые методы реставрации прежде, чем применить их на практике.
Канадская технология использовалась и ранее, например, чтобы осмотреть статую Давида работы Микеланджело и картины таких художников, как Ренуар и Коро.
Ее также применяли для создания анимационных эффектов в голливудских лентах, например, в трилогии "Властелин колец". А еще на борту шаттла "Атлантис" - для исследования возможного изменения в состоянии защитного покрытия космического корабля прямо во время полета.
Оригинал статьи находится на сайте MIGnews