Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 14.08.2006 Раскрыта мнемоническая тайна
Известно, что в процессе запоминания люди используют разные стратегии. Ученым из университета Вашингтона в Сент-Луисе удалось установить, каким образом мозг «выбирает» те или иные способы запоминания и какие из них являются наиболее эффективными. Чтобы ответить на вопрос, почему одни люди запоминают информацию лучше других, исследователи изучали разные стратегии и методы запоминания (которые в психологии называются «мнемотехникой» или «мнемотехническими приемами запоминания») и оценивали их эффективность. Одновременно исследовалось, как индивидуальные различия в методах запоминания соотносятся с активностью головного мозга. Испытуемым предоставляли возможность самостоятельного выбора метода запоминания многочисленных парных изображений разных объектов, иногда в довольно необычных сочетаниях – например, индюка, сидящего на лошади. Предполагалось, что избранные стратегии должны облегчить участникам эксперимента процесс запоминания. В ходе эксперимента выяснилось, что большинство испытуемых избирает одну из следующих четырех стратегий:
Наилучшие результаты показали те испытуемые, которые использовали первые два метода. Кроме того, выяснилось, что многие использовали для запоминания комбинации из разных стратегий. Параллельная визуализация активности мозга при помощи ФМР выявила наличие корреляции между избранными стратегиями и активностью разных отделов мозга, отвечающих за обработку информации в форме слов и предметов. У тех, кто использовал метод запоминания на вербальной основе, чаще была выше активность отделов мозга, которые, как предполагается, играют важную роль именно при размышлениях в «словесной форме». Напротив, при выборе стратегии визуальной инспекции активировались отделы мозга, играющие важную роль в извлечении визуальной информации. Различия в способах запоминания проявлялись как на поведенческом уровне, так и на уровне характера активации головного мозга. Применение новых технологий визуализации позволило изучить эти различия не в форме усредненных данных (что обычно практикуется в классической психологии), но в форме сочетания индивидуальных особенностей, присущих каждой личности. Оригинал статьи находится на сайте CNews.ru Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |