Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 10.03.2006 Тот, кто оживил сказку.Анна Федина.8 марта исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Роу, режиссера, на чьих сказках - "По щучьему веленью", "Кащей Бессмертный", "Варвара-краса, длинная коса", "Марья-искусница", "Королевство кривых зеркал", "Морозко" - выросло не одно поколение советских, а затем и российских детей. Питер Джексон вполне может считаться прямым наследником первого советского киносказочника Александра Роу (и, конечно, его не менее знаменитого коллеги Александра Птушко): "Властелин колец" - тот же "Кащей Бессмертный", только снятый с учетом научно-технического прогресса и законов рынка, на котором чисто детское кино не слишком-то котируется. Синтез детской сказки и взрослого эпоса сегодня явно предпочтительнее. Киносказка в ее чистом виде потому и стала изобретением советского кино, что снимать ее сложно, дорого и не слишком выгодно. Но в условиях идеологического гнета, с одной стороны, и казенного финансирования - с другой идея делать ленты для детей с живыми, а не рисованными героями оказалась более чем удачной. За неимением компьютерной графики советские режиссеры были вынуждены действовать по принципу "голь на выдумки хитра". Снимая в 1938 году свою дебютную картину "По щучьему веленью", Роу понял, что не успевает завершить съемки зимних эпизодов до весны. Выход был найден простой, как все гениальное: Емелю заставили пожелать "обернись, зима лютая, летом красным", а к картинке заснеженного леса подмонтировали кадр с деревьями, покрытыми листвой. Для съемок "Василисы Прекрасной" режиссер попросил смастерить пятиметрового Змея Горыныча, которым управляли 20 техников. В результате чудище оказалось настолько страшным, что конь главного героя наотрез отказался к нему приближаться. А вот работать над образом Кащея Бессмертного Роу не пришлось вовсе: любимый актер Александра Артуровича Георгий Милляр во время эвакуации (фильм снимался в 1944 году) переболел малярией и напоминал ходячий скелет даже без помощи гримеров и костюмеров... Блестящая актерская игра, неожиданный монтаж и безграничная фантазия - вот на чем строились фильмы Александра Роу. Рецепт оказался идеальным: ведра, самостоятельно бредущие по улице, рука, грозящая из колодца, и избушка на курьих ножках, выполняющая команду: "кругом!", вызывают в зрителях трепет и радость уже почти 70 лет. Оригинал статьи находится на сайте: Известия.ruЖурнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |