Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 15.02.2006 Современные юродивые живут почти во всех крупных российских городах.Сергей Плотников.О них вам не расскажет ни один экскурсовод или глянцевый путеводитель. Блаженные, калики, чудаки и дурачки, которые придавали городам особый «старорусский» шарм, — кто они? Между тем юродивые есть и сейчас. Причём некоторые из них не просто неплохо живут, но и процветают. Если раньше сумасшедшие всё больше предрекали пришествие Антихриста и рождение людей с пёсьими головами, то теперь они странствуют по городам и весям, рисуют лики святых, читают лекции о международном положении, а порой пишут песни для известных музыкантов. Что мы знаем о людях, из чьей среды вышло немало почитаемых святых? Известно, что на Руси только в ХIV—ХVI веках канонизировали не менее 10 юродивых. Вспомним хотя бы Ваську Нагого, который, согласно легенде, обличал Ивана Грозного и предсказал взятие Казани. Когда блаженный умер, отпевал его сам митрополит. В его же честь народная молва переименовала Покровский собор на Красной площади в храм Василия Блаженного. Но блаженные — очень разнородная социальная группа. Есть среди них «обыватели» и «деятели искусства», «политики» и даже «бизнесмены». Сёма-книголюб находил печатную продукцию на городской свалке. Духу коммерции был не чужд и липецкий блаженный Сёма-книголюб. Печатную продукцию он находил на городской свалке. Комнатушка, которую Сёма делил с матерью, вся была завалена книгами и журналами. Некоторые он тщательно мыл и сушил — готовил на продажу. Мог днями напролёт «торговать» напротив городских школ, перекладывая свои размытые книжки и терпя насмешки и пинки от старшеклассников. Сёму в детстве покалечил отец-алкоголик — повредил мальчику позвоночник, — так что он ходил боком, а на спине вырос горб. Надо заметить, что не каждый юродивый коммерсант жалок и беззащитен. К примеру, пензенский Вольдемар-таксист весьма успешно зарабатывал себе на жизнь. Вечерами юродивый подстерегал припозднившихся гражданок и заставлял их вместе с ним скакать на метле несколько кварталов. Довезя до места назначения, Вольдемар никогда не забывал стребовать у обессилевших женщин плату за проезд. Саратовский блаженный писал песни для Алёны Апиной. Одним из самых талантливых блаженных нашего времени следует признать и небезызвестного саратовского поэта Юру Дружкова — автора всех хитовых песен группы «Комбинация». Благодаря его текстам Алёна Апина и иже с ней вознеслись к вершинам славы и благосостояния. Юра же писал стихи разноцветными фломастерами на огрызках бумаги, старательно выводя завитушки. С удовольствием дарил вирши встречным и поперечным. Он не получал за свои песни ни гроша, бродил по улицам родного Саратова в рванине, за что не раз бывал бит. Месяц назад Юру нашли зарезанным в собственной квартире. Король Абрикос рассказывает о взрыве сверхновой звезды. В той же Пензе в одной из пивных можно услышать громогласный голос пристойно одетого мужчины в шляпе и галстуке. «Король политологии», блаженный со странной кличкой Абрикос, читает посетителям пивной лекции о международном положении, жуликах-олигархах, противостоянии западной и восточной цивилизаций, о взрыве в центре Вселенной сверхновой звезды. За разнообразные познания лектора награждают «пенным». Несмотря на широкую тематику выступлений, обилие цитат, версий и контрверсий, свои спичи Абрикос заканчивает одинаково грустно: «Глупая Россия, долбанутая страна!» Ну и, конечно, политически озабоченных сумасшедших можно встретить на всяком мало-мальски значительном митинге, независимо от цвета знамён, которые там поднимаются. Юродивая Наталья мечтает выйти замужза полковника. Ещё один известный городской сумасшедший — тюменский Лёша-банщик. Он отличается отменным здоровьем, в любую погоду возвращается из бани домой в мокрой одежде. Лёша терпеть не может, когда до него дотрагиваются — он с остервенением трёт мочалкой «запачканное» место. Этим часто пользуются мужики-шутники: невзначай притрагиваются к безумцу, заставляя его часами оттираться в мыльной. Больше всего Лёша боится крыс. Городская шпана вьётся за ним хвостом, горланя: «Лёха, тебе крыса в штаны залезла!» Юродивый крутится на месте, бьёт себя по ляжкам и грозит хулиганам пальцем. Иные юродивые женщины по-своему ищут семейного счастья. Так, в районе волгоградской фабрики «Аора» можно встретить исполинского роста девицу, настоящего гренадера в юбке, которая с радостными воплями кидается на незнакомых мужчин. Рыжеволосая Наталья сдавливает прохожих в своих стальных объятиях, освободиться от которых непросто. Дело в том, что Наталья мечтает выйти замуж за полковника и настойчиво разыскивает своего суженого. Впрочем, во всём остальном она девушка вполне безобидная. Странница Марфа хотела обойти все известные святые места России. Марфа производила впечатление заурядной бабушки, но поглядывала не прямо, а из стороны, склоняя голову набок. Её ноги были абсолютно черны и босы в мороз. Если в деревнях не приглашают в дом, странница ночует в банях или в стогах, а то и прямо в поле. Есть у Марфы и цель: она надеется обойти все известные святые места России и в каждом сфотографировать какое-либо чудо. Свой аппарат, дешёвую мыльницу, она нашла разбитым на тротуаре и не подозревает, что ему как минимум требуется плёнка. С ней скитается друг, паломник Алексей. «Мы с ним вместе в Саров ходили, — охотно рассказала блаженная. — Он в муравейниках купается, а ест как — ужас! Ухватит калачик и, держа в зубах, весь калач исщиплет и размечет, а что во рту — то у него и пища. Он «иерусалимец», носит с собой щепочки от Гроба Господня и кусочки от той лестницы, которую Иаков видел во сне. Ещё у него есть пузырьки, он их всем показывает и уверяет, что там Тьма Египетская. Совсем тронутый». Однажды юродивую избили и хотели обобрать бомжи, да только ничего не нашли в её котомке, кроме поминальных записок. А вот Тверь в прошлом году лишилась своего самого любимого юродивого — Степаныча, которого многие называли символом этого города. Ночами блаженный ютился в сторожке храма Покрова Богородицы, а днём мелом рисовал на асфальте, на набережной реки Тьмаки. Рисовал разноцветные храмы и лики святых. Знавшие его люди отзывались о нём как о трогательном и беззащитном человеке, считали, что дедушка этот не простой нищий, а святой. В то же время на Степаныча не раз нападали агрессивные подростки, которые избивали старика, отнимали у него поданные людьми деньги и мелки. Когда к Степанычу подходили и восхищались его рисунками, он расцветал. Говорил: «Вишь, как церкви горят, людям нравится! Я ко всем хорошо отношусь, я не делю по вере, для меня нет ни мусульман, ни иудеев, ведь Бог един...» Побеседовать с блаженным приезжали священнослужители и городские чиновники. Прошлым летом художника забили и закололи ножами бродяги. Так Тверь лишилась своего блаженного. Хоронили беднягу на деньги, собранные прихожанами Покровского храма. Большинство же юродивых — все эти «гаишники», «таксисты» и «книголюбы» — уходят тихо, будто в никуда, и люди этого даже не замечают. Ведь, как говорит народная мудрость: на Руси дураков на 100 лет вперёд припасено. Оригинал статьи находится на сайте: Газета ВерсияЖурнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |