Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 27.12.2005

Бессмысленная гибель солдат – признак нового патриотического кино (кадр из фильма «Прорыв»)

Мания осаждённой крепости

Виктор Матизен

Новейшие «военно-патриотические» боевики озабочены поиском врагов и бездумных героев России. Российские сценаристы и режиссеры, разрабатывающие «патриотическую» тему, уверяют, что главной силой терроризма является не столько Восток, сколько Запад. В «Зеркальных войнах» китайскими угонщиками российского истребителя командует американец. В «Мужском сезоне» зачинщиком антироссийских революций в Украине и Грузии является финансист и по совместительству наркоделец Сорс (прозрачный намек на Сороса). В «Личном номере» арабо-чеченских наймитов нацеливает на Москву беглый олигарх Покровский, нашедший пристанище в Лондоне. Наконец, в последней киноленте – «Прорыв» – вторжение из Чечни в Дагестан организует британец. Всему этому противостоят солдаты, готовые пойти на верную смерть. В свежих кинокартинах недвусмысленно указывается на то, что источники угрозы для России находятся повсюду. С востока грозят китайцы, с юга – арабы с чеченцами, с запада – англичане и американцы. Остается добавить, что на Севере – грозный Ледовитый океан, и вражеское кольцо сомкнется.

Над только что законченным «Прорывом», посвященным погибшей в 2000 году 6-й роте Псковской дивизии ВДВ, витает дух знаменитого сталинского приказа «Ни шагу назад!». Касаться художественных достоинств фильма не имеет смысла по причине их полного отсутствия – герои до непристойности ходульны, враги выглядят идиотами, а число штампов на погонный метр пленки превосходит самое смелое воображение. Мы жалуемся на телевидение, которое показывает так много убитых, что у зрителей притупляется отношение к смерти как к трагедии. Но над документально зафиксированной смертью хотя бы никто не смеется, тогда как смерть картонных персонажей «Прорыва» вызывает противоестественный смех. Вместо того чтобы тратить время на разнос «Прорыва», есть смысл поговорить о тенденции, которую он демонстрирует. «Что в кошмарной ситуации тотальной блокады может спасти Россию?» – спрашивают создатели. Только слепая готовность ее солдат к героической гибели.

Действительная трагическая история сотни российских солдат, в феврале–марте 2000 года вступивших в бой с двадцатикратно превосходящими силами противника, почти полностью проигнорирована. Создателей фильма не интересуют ни стратегия командования, ни тактика боевых действий. Почему мы в очередной раз оказались не готовы к нападению, почему против двухтысячной группировки боевиков бросается всего лишь сотня бойцов, почему в течение нескольких дней им не присылают подкрепления, почему они не пытаются отойти, как это все-таки сделали их оставшиеся в живых прототипы, – обо всем этом молчок. Зрителям внушают: все вы – в бою, приказы начальства не обсуждаются, ваше дело – выполнять их ценой жизни. Создается впечатление, будто речь идет не о военной авантюре двух полевых командиров и не о вторжении в один приграничный район, а о внезапном нападении несметных вражеских полчищ со всех сторон света и о смертельной опасности для всей страны. Тут не до рассуждений. Немедленно реанимируется советская пропагандистская психология времен Второй мировой войны – отцы и матери чуть не с радостью посылают детей на верную смерть (как генерал-полковник из фильма), а солдаты предпочитают смерть сдаче в плен (как сын генерал-полковника).

Вряд ли авторов картины вдохновлял пример Спарты, но диспозиция «Прорыва» выстроена по образцу Фермопил, когда только триста спартанцев могли защитить свою маленькую страну от персидской армады. Хотя в российской действительности все было несколько иначе – паре тысяч боевиков противостояли не только сто солдат одной роты, а вся российская армия. И если бы ее превосходящие силы оказались в нужное время в нужном месте, особой доблести от солдат бы не потребовалось. Советскому кино потребовалось более полувека, чтобы избавиться от психологии героической смерти («И как один умрем в борьбе за ЭТО!»). Конец героической эпохи запечатлен в фильме Абдрашитова и Миндадзе «Остановился поезд», где машинист поезда, пожертвовав жизнью, спасает поезд от крушения, а следователь приходит к выводу, что героизм – всего лишь затычка дыр, вызванных разгильдяйством. Следователю за это не поздоровилось – на него обрушились и городские власти, и родственники погибшего, которым позарез нужен был миф о герое.

Очевидно, кому-то этот миф нужен и сейчас, поскольку все повторяется, – и на пресс-показе «Прорыва» на нескольких журналистов, поднявших голос против его нестерпимой фальши, обрушились пафосные заклинания, как будто это они, а не те, кто произвел картину, замалевали наше недалекое прошлое.

Оригинал сообщения находится на сайте "Новые Известия"









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Kent
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ