Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 19.12.2005

Требуются преподаватели общего языка

Потребность в жесткой руке формируется уже в подростковой среде

       Интересный социальный эксперимент был проведен в одном из детских лагерей Америки. Подросткам постепенно усложняли бытовые условия и наблюдали изменения в их поведении. Вначале произошло разделение по признаку пола — на мальчиков и девочек, потом по цвету кожи. Когда начались перебои с питанием, дети четко разделились по национальному признаку.

       Какой социальный эксперимент проходит в нашей столице, если 4 ноября на Чистых прудах появились молодые люди с плакатами типа: «Россия — для русских!», «Москва — для москвичей»? «Это евразийская молодежь!» — утверждают официальные кремленологи. «Это фашисты!» — отвечают преданные демократии граждане. А что говорит наука? Ответить на этот вопрос поможет социологическое исследование «Проблемы толерантности в подростковой субкультуре», проведенное в рамках Федеральной целевой программы Центром социологии образования при Российской академии образования (РАО).

       Подробнее о проявлениях межнациональной нетерпимости, или интолерантности, в подростковой среде рассказывает директор центра, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Владимир СОБКИН.

       
       — Почему исследовать проблемы национальной терпимости в России вы начали именно с подростков?

       — В рамках программы нами было опрошено 1429 школьников 7—11 классов. Толерантность — самая острая проблема современного российского общества. Все ее понимают, обсуждают, но конкретных серьезных исследований на эту тему не было.

       Подростковый возраст очень важен для социального самоопределения, формирования социальной идентичности, классового самосознания, мировоззрения и так далее. Подростковая среда хорошо диагностирует состояние массового сознания в обществе. Подростки очень точно фиксируют реальную ситуацию. Подросток, как в сказке Андерсена, первым говорит знаменитую фразу: «А король-то голый!», являясь точным индикатором общественного мнения.

       Мы еще в 1996 году проводили опрос среди школьников, выявляли их политические симпатии. Многие коллеги снисходительно относились к этим исследованиям: дескать, молодежь сегодня аполитична. Но результаты опросов уже тогда показали совсем другую картину. Интересно, что если политические позиции семиклассников из семей с высоким и низким достатком в целом совпадали, то в 11-м классе наблюдалось резкое разделение политических позиций подростков в соответствии с их социальным положением. Тогда уже наши опросы показали: в подростковой среде, как и в обществе в целом, существует острая потребность в порядке, жесткой властной руке. Эти ожидания реализовал впоследствии Владимир Путин.

       — «Я сегодня дружила с Е Ин, Нэнси и Алиной», — сообщает дочь, вернувшись из школы. Но она учится в Гнесинке — школе, изначально построенной по технологии «плавильного котла» различных культур. А как обстоят дела с межнациональной терпимостью в других школах столицы?

       — Сначала мы задали школьникам вопрос: «К какой национальности вы себя причисляете?» — то есть определили самоидентификацию человека. Затем поставили вопрос о равенстве всех конфессий перед законом. Представители малых народов сориентированы на то, что все конфессии имеют право на существование. Об этом говорят и мусульмане, и буддисты, и иудеи. Подростки, принадлежащие к этим группам, фиксируют ситуацию, которая их объединяет.

       В то же время вопрос: «Готовы ли вы вступить в брак с представителем другой религии, другой национальности?» иначе поворачивает проблему. Для представителей национальных меньшинств, в отличие от русского большинства, в этом вопросе оказались более жесткие барьеры и границы.

       В итоге получилось, что в вопросе о религиозной толерантности большая свобода у национальных меньшинств, которые считают, что все религии имеют в России равные права. Но на уровне бытового поведения, связанного с межнациональными браками, угроза ассимиляции укрепляет барьеры. И в этом смысле национальное большинство более открыто к взаимодействию. Этот пример показывает: межнациональную проблему нельзя решить кавалерийским наскоком, в ней переплетено множество нюансов.

       Мы задавали вопрос: «Имеет ли для вас значение, к какой национальности вы принадлежите?». Четверть опрошенных подростков ответили: «Нет, не имеет». Подавляющее большинство остальных испытывают гордость. Но есть значительное число детей с комплексами. «Довольно часто испытывают стыд» 2,5%, «предпочли бы родиться человеком другой национальности» еще 3,5%. Если суммировать результат, получится шесть процентов, или каждый пятнадцатый-шестнадцатый подросток интуитивно фиксирует негативные переживания, связанные с принадлежностью к той или иной национальности. И для меня это очень важный диагноз межнациональной ситуации в стране.

       При выборе друга национальность для 70% не имеет значения, но для трети подростков это значимый фактор. Число национальностей, представителей которых подростки «хотели бы видеть» в числе своих близких друзей, с возрастом растет. Но по мере взросления наиболее явно выделяются определенные этнические группы, негативное отношение к которым испытывают значительное число российских подростков. К таким группам относятся выходцы с Северного Кавказа, евреи, грузины.

       Ситуация в подростковой среде складывается достаточно серьезно. Мы задавали абсурдный на первый взгляд вопрос: «Возможно ли, чтобы в армии служили представители всех национальностей?». Были, например, и такие ответы: «Нет, только русские, потому что это ослабляет армию».

       Если бы в классе был ученик другой национальности, говорящий по-русски с акцентом, высмеивать его стали бы 2,9% опрошенных, издеваться над ним — 3,6%, избегать общения с ним — 6,5%. 56,7% подростков не обратили бы на это внимания, 4,6% стали бы молча сочувствовать, 23,3% постарались бы убедить одноклассников не обижать его.

       «Участвовали ли вы в конфликтах на национальной почве в этом году?» — 70% мальчиков отвечают: «Не участвовали». У девочек эта цифра доходит до 90%. Но по позиции «инициатором межнационального конфликта выступал я» проходит 5,5% мальчиков, «инициатором межнационального конфликта выступала группа, к которой я принадлежал» — 7,5%. То есть 13%. И 9,8% мальчиков фиксируют, что они были объектом межнациональной агрессии, а инициатором являлась противоположная сторона. Значит, в среднем 23% мальчиков участвовали в межнациональных конфликтах. С возрастом эта цифра не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Хотя, казалось бы, должны приходить мудрость и терпимость. Более того, 22% подростков имеют друзей или знакомых в экстремистских организациях, а 2% сами в них состоят.

       Право за национальными меньшинствами справлять в России национальные праздники признают 43% русских и 76,4% детей других национальностей. «Мне это неприятно», «они не должны этого делать» — такой позиции придерживаются 20% подростков национального большинства и менее 3% национальных меньшинств.

       К мигрантам из ближнего зарубежья положительно относятся 34,7% подростков. 18,6% — отрицательно, по экономическим причинам.

       Лозунг «Москва — для москвичей» близок 21,3%, чужие обычаи и культура пугают 5,1%, 30,7% относятся к этому вопросу равнодушно.

       — Когда на переменке дерутся два подростка одной и той же национальности — это банальное хулиганство. Если они принадлежат к разным этническим группам, конфликт может иметь межнациональный характер. Здесь велика роль педагога как стабилизирующего фактора. Являются ли сегодня наши учителя арбитрами подростковых споров или они сами часто вызывают конфликты в детской среде?

       — Ситуация с межнациональной толерантностью в подростковой среде столицы очень тревожная. Я не верю в эффективность проведения в школе раз в год Дня толерантности. Другое дело, если серия мероприятий на эту тему хорошо продумана и равномерно распределена по всему учебному процессу, а ее кульминацией как раз и становится такой день.

       Фокус-группы учителей, проведенные нами в рамках опроса, показали такую картину. Учитель, как правило, утверждает: «В нашей школе скинов нет, но я их встречал в нашем районе». А социологический опрос, проведенный в той же школе, показывает, что есть определенный процент учеников, относящих себя к скинхедам. Так что педагогическая оценка ситуации в собственной школе и реальность расходятся.

       Наша система образования испытывает острый идеологический кризис. Учитель маргинализируется, унижен экономически, порой он не может позволить себе купить книгу, сходить в театр, на концерт. Это ведет к тому, что он часто просто не в состоянии развивать культурный потенциал ребенка.

       Добавлю, что в школе высок процент тех преподавателей, кому за 60. Они просто по состоянию здоровья не могут выполнять функции воспитателя, поскольку «выгорают» эмоционально в силу высоких психологических нагрузок, не говоря о том, что их убеждения и социальные установки часто не соответствуют современным реалиям.

Оригинал сообщения находится на сайте "Новая Газета"









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Кент
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ