Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 13.11.2005 Луна и юаньБорислав Козловский101 способ продать небесное тело В Китае 88-ю годовщину Великой октябрьской социалистической революции отметили по-своему. В этот день у одного из самых крупных собственников земли решили ее отнять. Слова "земля" и "собственник" нуждаются в пояснении: речь идет о Луне и компании, официально заявившей на нее свои права. "Отнять", в свою очередь, не значит поделить. Делила Луну на участки и делилась ими с теми, кто был готов расстаться с символической суммой, сама компания Lunar Embassy. Этим, собственно, ей и помешали заниматься: 7 ноября в офисах прошли обыски, средства и "лунные" документы изъяли, а сотрудников обвинили в мошенничестве. Спустя сутки, 8 ноября, Пресненский суд Москвы отказался рассматривать иск московского астролога Марины Бай к NASA. Астролог обвиняла Национальное агентство по аэронавтике и космическим исследованиям США в проведении эксперимента Deep Impact. По ее словам, "расстрел" кометы нарушил "баланс сил во Вселенной", а американские астрономы ""посягнули на систему ее духовных и жизненных ценностей". За это истица попросила выплатить ей 310 миллионов долларов. В июле и августе суд не состоялся, поскольку ответчики туда, разумеется, не явились. Оба события - очевидные курьезы. Однако повод взглянуть иначе на искателей "правды не на Земле" уже есть: каждое разбирательство, даже вне зависимости от результата, идет им на пользу. Кто украл ЛунуLunar Embassy открыла свое представительство в Китае 19 октября, то есть неполные три недели назад. В США "лунное посольство" появилось в 1980 году, когда предприниматель Деннис Хоуп обнаружил юридическую неточность в одном из документов ООН. Там говорилось, что небесными телами не могут владеть правительства, но такая же инициатива со стороны частных лиц и компаний никак не обсуждалась. В том же году Хоуп уведомил ООН, что у космоса теперь новый хозяин. В начале 2004 года марсианские и лунные гектары принадлежали 2,5 миллионам человек из 180 государств, а организаторы распродажи ежегодно получали около миллиона долларов прибыли. К этому времени клиентами Хоупа стали Рональд Рейган и Арнольд Шварценеггер, а у Lunar Embassy уже существовало московское консульство в Интернете, созданное известным программистом Максимом Кононенко. Новый способ преумножения средств показался привлекательным для многих, так что конкуренты появились довольно скоро. Пока Хоуп защищал внеземные участки от посягательств в судах, речь шла скорее об идее (юристы при этом ссылались на закон о защите авторских прав), чем о реальных территориях и минералах. В восьмидесятом году космические торги были не более чем абстрактным развлечением. Нарушить границы "частных владений" в тот момент никто не мог - американские и советские полеты к Луне прекратились еще в 1970-х годах. Всё изменилось только недавно. Руководители Америки и Китая заявили, что граждане этих государств вскоре прибудут на Луну, и даже назвали сроки: ждать остается около десяти лет. Следует думать, что в NASA не задаются вопросом, на чьем участке астронавты высадятся - судя по ситуации с Мариной Бай, космические агентства не намерены обсуждать свои планы с частными лицами. Однако конкуренты государственных корпораций относятся к чужому имуществу с куда большим вниманием. Две частных компании, TransOrbital и LunaCorp, заявили, что пошлют к Луне свои зонды - TrailBlazer и SuperSat. Первый из них доставит туда документы "лунного посольства", подтверждающие право на собственность. Вместе с ними полетят другие земные предметы. "Доставку с курьером" можно заказать на сайте: посылка весом в один грамм обойдется отправителю в 2500 долларов. LunaCorp предложила более экзотическую услугу: их луноход отправится в космос без лишних грузов, но за определенную плату им дадут поуправлять с Земли. Во сколько оценивается "лунный картинг", неизвестно - как, впрочем, и то, когда полетит и полетит ли хотя бы один из аппаратов. Договоры с Роскосмосом заключили обе фирмы, но запуски, назначенные вначале на 2003 и 2004 годы, отложены на неопределенное время.
Те, кто тратит деньги на Луну, видят в ней ту или иную разновидность аттракциона. Все остальное - добыча, например, крайне ценных лунных ископаемых - технически намного сложнее, чем торговля участками или даже ввоз посылок с Земли. Нестандартное применение земному спутнику сумели придумать рекламщики, увидевшие в его освещенной стороне неиспользованную рекламную площадь. Поскольку метода нанести туда изображение не существует, естественный спутник решили подменить искусственным - точнее, вывести на орбиту "фальшивую луну" из тонкого светоотражающего материала с логотипом известной компании. Замысел американской компании Space Marketing, так, к счастью, и не был осуществлен. У "внеземного" бизнеса много противников. В первую очередь это касается рекламы в космосе: от баннера в небе, заметного из самых удаленных от цивилизации мест, нельзя спрятаться. Заявление Space Marketing, озвученное в 2000 году, стало поводом для призывов как-нибудь регламентировать поведение за пределами Земли. Призывы, разумеется, были адресованы международному сообществу. То есть - тем самым правительствам, представители которых подписались когда-то под документом ООН, серьезно ограничивающим их права. Все это не может не напомнить длительные и беспредметные разговоры о регулировании Интернета - и не вызвать тех же опасений. Как и в случае с Интернетом, инициатива китайских властей оказалась довольно суровой. Компании, которая не скрывала условности своих притязаний на "владение космосом", предъявили вполне земные финансовые и юридические претензии. Акры ли плохо переводились в квадратные ли или доллары в юани - неясно, но в конфликте небесного частного с государственным поднебесным временно победило второе. Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |