Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 02.11.2005 Исламские женщины готовят "феминистский джихад"На встрече в испанском городе Барселона женщины из 14 мусульманских стран начали подготовку создания глобального движения за освобождение исламской женщины.Участницы форума заявляют что целью движения будет не только борьба с наследием 14 веков сексизма в исламском мире, но и преодоление традиционной враждебности западного и светского феминизма к исламу. "Феминистский джихад – это борьба с мужским шовинизмом и человеконенавистническим толкованием священных текстов", - пояснила Абденнур Прадо, представительница испанских организаторов встречи. Звездой конференции стала афроамериканка, профессор Амина Вадуд, ранее вызвавшая бурное недовольство исламских проповедников устроением пятничных молитв с участием представителей обоих полов в Нью-Йорке. Собравшиеся обсудят такие острые вопросы как политическое бесправие, многоженство и юридическая неполноценность женщины в исламских странах . Основную опасность участники видят в распространении радикальных, консервативных религиозных школ, финансируемых Саудовской Аравией. Администрация этих школ "не желает идти вперед, она хочет возвращения назад", - заявила профессор Вадуд. По мнению участниц конференции, самоизоляция исламской общины и активная деятельность саудовских проповедников в странах запада отбросила уже второе поколение иммигрантов-мусульман в объятия фундаментализма. Оригинал сообщения находится на сайте MIGnews.com Мусульманки объявили "джихад" сексизмуФрансуа Мюссо"Процесс освобождения – дело не только секуляристского феминизма". Бойкая и улыбчивая Лайла Буске, французская писательница и филолог, участвовала во многих феминистских битвах. В том числе тех, которые разворачиваются в религиозной сфере. Бывшая активистка Движения за свободу абортов и контрацепции, созданного в 1973 году, она сотрудничала с христианскими, иудейскими и мусульманскими женскими группами. Мусульманкой она стала 20 лет назад. "Сегодня в исламе существует массовое женское движение, которое стремится поставить под сомнение патриархат", – говорит она. Муллы Лайла Буске – одна из двух десятков активисток, выступивших в конце минувшей недели в Барселоне на первом в Европе конгрессе "исламских феминисток". "Лично я предпочитаю говорить о мусульманском феминизме, потому что прилагательное "исламский" имеет дурной оттенок", – добавляет она. Организованный Каталонской исламской ассоциацией под патронатом властей Каталонии и Мадрида, этот конгресс объединил самые разные феминистские мусульманские движения – от нигерийской "Муфулият Фиджаби" до неправительственной организации "Баобаб", борющейся против телесных наказаний. Участвовали в конгрессе и "Сестры ислама" (организация, действующая в Малайзии. – Прим. ред.), и канадка пакистанского происхождения Рахиль Раза, адвокат, борющаяся против "женоненавистничества мулл". "Речь идет о культурной революции в исламе, о которой говорят недостаточно, – считает один из организаторов конгресса Абеннур Прадо. – В 20-е годы были мощные всплески в Египте, а в 90-е годы начался подъем мусульманского феминизма почти везде – как реакция на ваххабизм и ультраортодоксальные догмы. Хотя достигнутый с тех пор прогресс достаточно скромен, сегодня эти движения набрали силу. Они устанавливают связи друг с другом, разрабатывают общую стратегию". Их кредо – "джихад полов", объявление войны "мачистской и сексистской интерпретации" Корана. Изгнание "В священных текстах нет ничего, что говорило бы о низшем статусе женщины. Но мы страдаем от несправедливой традиции, созданной мужчинами и для мужчин", – возмущается Асма Барлас. В 1983 году ее, работницу пакистанского МИДа, выслали из страны, и сегодня она преподает в Итакском колледже в штате Нью-Йорк. Она, как и ее соратницы, отдает себе отчет в том, что жизнь в условиях демократии во многом помогает мусульманскому феминизму развивать такую активность. "Если бы я попыталась сказать то же самое в Пакистане, в отношении меня уже вынесли бы фетву и попытались бы меня убить", – говорит Асма Барлас. Эти мусульманки, считающие себя "в огромном моральном долгу" перед западными феминистками, требуют предоставления им равных прав с мужчинами. Они отвергают многоженство и насильственную выдачу девушек замуж, сражаются за право женщин на развод и на собственность, претендуют на все роли, монополизированные мужским полом. Они резко критикуют исламские республики, а также те нормы шариата, которые предусматривают дискриминацию женщин. Однако рядом со светскими феминистками они чувствуют себя неуютно. "Мы оказались меж двух огней – исламскими фундаменталистами и западными феминистками, для которых религия есть синоним угнетения, – говорит иранский социолог Валентина Могадам, работающая в ЮНЕСКО. – Но и вернувшись к кораническим истокам, мы вполне можем бороться за свои права". Оригинал сообщения находится на сайте Inopressa.ru Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |