Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 01.10.2005 Сегодня у нас урок "знаменитологии"Алан РайдингОбразование больше не готовит людей жить в том мире, где мы живем. Древних греков и римлян объявили умершими и похоронили. Действительно, надо ли нам изучать, например, философию и биологию? И кстати, зачем учить иностранные языки, если все говорят по-английски? Нет, сегодня полезнее всего изучать знаменитостей. Казалось бы, как не изучать космос, если мы верим, что на других планетах есть жизнь? Но в современном обществе многие верят в существование другого феномена, и этот феномен называется жизнь знаменитостей. Новые доказательства его существования появляются ежедневно. Есть основания полагать, что он постепенно поглощает более ранние формы жизни культуру и политику. Вопрос, как лучше всего к этому подготовиться? Как осознать значение того, что уволили с ее поста Кейт Мосс "лицо" трех домов моды, или того, что Мадонну и ее мужа Гая Риччи освистали на премьере его последнего фильма? Это было на прошлой неделе. А как оценить новость двухнедельной давности: Рене Зельвегер требует признать недействительным брак, в котором она состоит четыре месяца! Ладно, кинозвезды и поп-исполнители всегда были знаменитыми, но сначала они получали признание в мире кино и музыки. Сегодня публике достаточно заметить, что кто-то ведет себя определенным образом, чтобы он (она) приобрел статус знаменитости и считалось, что их жизнь всем интересна. Они известны тем, что известны. Как за этим угнаться? Смотреть по телевизору мыльные оперы, реалити-шоу и документальные драмы очень важно. Походы в кино следует подкреплять поиском в интернете и чтением журналов сплетен и таблоидов. И конечно, когда сообщение о знаменитости попадает в уважаемое издание, нельзя пролистывать страницу, иначе вы останетесь в стороне от современной жизни. Но, судя по всему, культура знаменитостей это не только свежие сплетни. Меняется способ, каким представляют искусство: кинофестивали и приемы вместо экрана, папарацци вместо кинокритиков. Британский театральный режиссер Питер Холл недавно пожаловался, что продюсеры предпочитают голливудских звезд местным талантам. Но знаменитости также меняют спорт, кухню, моду, политику и даже бизнес. На первый взгляд, "рынок людей" наиболее развит в США и Великобритании из-за нарастающей зависимости их СМИ от агентов, имиджмейкеров и советников. Но на практике культ приобрел универсальный характер: даже во Франции, где закон об охране личной тайны препятствует раздуванию скандалов, тираж Paris-Match вдвое выше, чем у любой другой газеты. Пожалуй, все это заслуживает изучения. В сентябре Университет Пейсли в Шотландии устроил трехдневную конференцию о знаменитости в современной культуре. "С появлением телепрограмм и журналов, пропагандирующих знаменитость, звездность и ее влияние на общество и культуру становится важной проблемой". (Кстати, журнал Heat так говорит о себе на своем сайте: "Еженедельник Heat любит знаменитостей, но не возводит их на пьедестал. Конечно, мы любим их фильмы, шоу и диски, но мы любим их еще больше, когда они приходят на церемонию "Оскара" в чудовищных платьях или в стельку напиваются в баре".) Если у кого-то были подозрения, что участники, съехавшиеся в Пейсли из Европы и США, сами ищут популярности, они развеялись благодаря серьезности дебатов. Как заметил один из организаторов конференции Энди Миа: "Ученым важно рассматривать такие проблемы с культурной точки зрения". Именно этим они и занимались. Темы дискуссий характеризуют спектр того, что один из участников назвал "знаменитологией". Темы охватывали политику, поп-исполнительниц, монархию (как можно было не заметить леди Диану), кино, музыку, телевидение и журналистику, героев спорта, юриспруденцию и Дэвида Бэкхема. Действительно, названия некоторых докладов звучали невразумительно: "Возраст и сексуальность в культуре знаменитостей. Хелен Миррен"; "Отцовство в эпоху постфеминизма и патернализация имиджа Эдди Мерфи"; "Эмоциональные аудитории. Письма фанатов и внимание СМИ на примере финского телеведущего" и "Бэкхем. Диалектика знаменитости". По крайней мере на один из поставленных вопросов "Кейт Мосс супермодель или супербрэнд?" мы получили ответ на прошлой неделе. Конечно, осечки знаменитостей тоже знамениты. Трейси Эмин, современная британская художница, которая прославилась, придя пьяной на телешоу, опубликовала в The Guardian колонку "За что я не люблю кокаин". Другой обозреватель задался вопросом: "Может, хватит нам Мадонны и Гая Ритчи?" Похоже, нет. Однако Мосс, Эмин и Мадонна легкая добыча. Больше удивляет страсть, которую пробуждают у публики люди, участвующие в реалити-шоу типа "Большого брата". Власть телевидения такова, что таблоиды следят за этими шоу, изображая их участников ангелами или монстрами и тем самым обеспечивая им славу. "Мы имеем дело с эскалацией знаменитости, сказал другой организатор конференции Филип Дрейк лондонской газете Independent. Выпуски новостей, выходящие круглосуточно, и интернет означают, что у знаменитостей стало больше мест, где их может увидеть публика. Процесс превращения в знаменитость ускорился. И больше всего тревожат реалити-шоу и идея превращения в знаменитостей обычных людей". Да, видно, изучение "знаменитологии" в университетах не за горами. А пока краткий курс того, что важно в наши дни, был бы полезен. На днях я брал интервью и Йона Войта. Меня попросили задать ему вопрос о его дочери. "А кто его дочь?" спросил я простодушно. "Анджелина Джоли, разумеется", ответили мне. Ну, дела... Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |