Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 03.06.2010

Поэт среди вождей


Полвека назад не стало Бориса Пастернака. Пастернак мечтал "привлечь к себе любовь пространства", но вместе с пространством привлек к себе время. Точнее - вечность. Он приобрел вечность, потому что бросил вызов своему времени.
Борис Пастернак в своей московской квартире. 1950-е годы

У вас фабрики, заводы, индустриализация, коллективизация, а я "пью горечь тубероз". У вас мировая война и мировая революция, а у меня дача в Переделкине, где-то на задворках вселенной. Из прошлого тысячелетия открывает он к нам свою "фортку" все с тем же вопросом: "Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?"

Жалко, что мы мало знаем о пребывании Пастернака в Марбурге, где он прилежнее прилежного изучал Канта. Позднее, при встрече с Троцким, так и сказал: я неокантианец, а ваш Маркс давно устарел, не понял, что значит вещь в себе и вещь для себя. Вещь в себе - это человек и его душа, до которой никакими всепобеждающими учениями не докопаться. Железный палач, устроивший октябрьский переворот, капитулировал перед поэтом. Он ответил Пастернаку, что, возможно, материализм со временем устареет и правы окажутся идеалисты, но на сегодня победившему пролетариату нужнее Маркс.

Самое отрадное, что после этой беседы Пастернака не отвели в ЧК, а снабдили охранной грамотой. Мол, этот поэт нужен революции, и расстреливать его без суда и следствия не рекомендуется. Пастернак напишет целых три революционных поэмы - "Высокая болезнь", "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт". Да еще и отошлет их Марине Цветаевой в эмиграцию. Та в ужасе отпрянет, не понимая, зачем он ей это прислал. Нет, Пастернак - не Маяковский. Его революционные строки не запоминаются. Зато все помнят "я клавишей стаю кормил с руки". Видят, как "в трюмо испаряется чашка какао". Чувствуют, что "у капель тяжесть запонок".

Пастернак был вещью в себе даже для себя самого. Его презрительно называли дачником, а он это клеймо носил с гордостью. "Когда поездов расписанье / Камышинской веткой читаешь в пути, / оно грандиозней Святого писанья..." Почему он остался жив? Не выслали, не арестовали. Сталину не понравилось стихотворение Пастернака, где тот сравнивает вождя с горой Гильгамеша. Он не понял стихов, но понял, что это все о нем. Отлучил поэта от печати в ожидании новых, более понятных од. Пастернак в духе времени прославил еще и Петра Великого, но эту тему перехватил Алексей Толстой.

Он не ответил на прямой вопрос Сталина в телефонном разговоре - является ли мастером арестованный Мандельштам. Сталин, конечно, знал, что в это же время на даче у Пастернака находилась Ахматова. Разговор был явно на публику. Звонки были рассчитаны на историю. Вот, мол, какой справедливый и благородный Сталин. Не просто арестовывал и расстреливал, а пытался установить истину. Пастернак хорошо знал законы той драматургии и сказал Сталину, что давно хотел с ним поговорить. "О чем?" - "О жизни и о смерти". Сталин положил трубку на слове "смерти".

Нет, никакому врагу не пожелаешь быть в те времена Пастернаком. А он был. И что самое удивительное - остался. Его поэзию не печатали, но дозволяли переводить не только расстрелянного Тициана Табидзе, но и "Фауста" Гете и "Гамлета" Шекспира. Усилиями Камю Нобелевский комитет увенчал премией переделкинского затворника, о котором в то время мало кто помнил. Но премия стала приговором.

Скорее всего кто-то передал Хрущеву фразу Пастернака: "Сталин был кровавый палач, а Хрущев свинья". Всенародное обсуждение и осуждение неизданного и непрочитанного в стране романа увенчалось преждевременной смертью, которую правильнее назвать гибелью. На похоронах щелкали фотоаппараты бойцов невидимого фронта. Всех, кто стоял у гроба, возьмут на заметку. "Я пропал, как зверь в загоне", - сказал Пастернак в последних стихах. И это в эпоху, которую по сей день именуют оттепелью. Чем больше славят Пастернака сегодня, тем сильнее горечь моего поколения. Почему сегодня, а не тогда!




Оригинал статьи находится на сайте Известия












Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Кент . Вавада
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ