Дата: 08.07.2009
Для детей снимают кино «второй свежести»
Эту грустную истину в очередной раз подтвердил XIII Всероссийский фестиваль визуального искусства |
|
КОГДА кино снимается по заказу, главное – аккуратно выполнить этот самый заказ. При этом почему-то о творчестве в отличие от идеологии забывается намертво. Особенно если речь идет о детском кино. Эту грустную истину в очередной раз подтвердил XIII Всероссийский фестиваль визуального искусства, проходящий в самый разгар лета в знаменитом черноморском детском центре «Орленок».
Призрак Гоголя
Сегодняшние дети – образец толерантности: в зале сидят прилично, по завершении сеанса вежливо аплодируют. Но выходя из кинозала, например после фестивальной картины «Приключения на хуторе близ Диканьки» режиссера Николая Денисова, эти же самые девочки-мальчики все же досадливо машут рукой – мол, мягко говоря, не очень. А самостоятельного вида подросток лет 11 так вообще серьезно замечает: «Кинематографическое качество не устраивает».
То-то и оно – вряд ли качество этого «дeтского» фильма может устроить вдумчивого зрителя любого возраста. Он сделан по заказу к 200-летнему юбилею Н. В. Гоголя. Авторы картины изо всех сил стараются воспроизвести гоголевскую стилистику: и ведьмы по небу летают, и этнография на месте, даже снималось кино действительно «близ Диканьки». Но полет гоголевской мысли здесь и не ночевал: с ним трудно сопоставить незамысловатую, изобилующую штампами всех мастей историю четырех школьников (один из них – продвинутый москвич, трое – местные), решивших отыскать на заброшенном кладбище «гетманский клад».
По приговору педсовета
Беда сегодняшних детских «заказных» картин, видимо, еще и в том, что нынешний юный зритель много повидал: того же Гарри Поттера, крутые американские боевики, экшены, нуары, фэнтези и прочие блокбастеры. Понятно, не все эти фильмы открывают перед подростками подлинные высоты кинематографа.
Но дело в том, что у них все время перед глазами богатая, разнообразная, наполненная сложными современными спецэффектами кинематографическая картинка. Скажем, Человека-Паука в оригинале… О нем и речь.
После подобных изобразительных изысков (каждый зритель любого возраста сегодня имеет на них полное право) тяжко воспринимать экранизированный педсовет, в который два Андрея Разумовских (ст. и мл.) превратили историю нашего доморощенного Человека-Паука: детдомовский мальчишка научился виртуозно лазить по отвесным стенкам, помогая домушникам – он проникал в форточку любого этажа и открывал двери богатых квартир изнутри.
Весь фильм с многозначительным названием «На мосту» построен на махровых клише: мудрые и добрые педагоги, моментально перевоспитывающиеся «нечуткие» родители, неподкупные друзья и бесконечно отвратительные бандиты. И так 4(!) серии – их можно высидеть только по суровому приговору педсовета. Ребята, правда, в этом кино симпатичные – потому иногда подкупают и вызывают сочувствие. Но вся картина сделана, словно в отместку «вредным фантастическим штучкам» Гарри Поттера и изначального Человека-Паука – без единой попытки применения средств современного киноязыка. И при очевидных провалах в кинодраматургии… Так что к хеппи-энду окончательно забываешь, что это кино, а не нудная пафосная лекция о том, как надо быть хорошими мальчиками и девочками, папами и мамами…
Не тот Федот
На этом фоне прямо-таки шедевром классического актерского кино смотрится дебют «Дяди Бори «Ералаша» в полном метре – картина Бориса Грачевского «Крыша».
Фильм задуман как пронзительная социальная драма, построенная на извечных противоречиях «отцов и детей». Вернее, в данном случае – скорее «дочек-матерей»: последние никак не могут уделить достаточно внимания своим растущим девчонкам, да еще к тому же заводят «любовь-морковь» на стороне, семьи – на грани катастрофы… Из-за всех этих перипетий три подружки, взявшись за руки, чуть не бросаются с крыши городской высотки. Или все же бросаются? Картина эффектно завершается на полуслове.
Там, где речь в фильме идет о чисто «ералашевских» перипетиях жизни детей и подростков – «Крыша» просто неподражаема: буквально всё – талантливо, оригинально, точно и временами (когда надо!) ужасно смешно. Не случайно же Грачевский варился в этом соку 4 десятилетия! Но как только картина обращается к взаимоотношениям взрослых – все меняется с точностью до наоборот: характеры – плоски и безжизненны, эпизоды – прогнозируемы и бесцветны… Не спасает ситуацию даже трио замечательных актеров, исполнивших в картине ведущие роли: Маши Шукшиной, Валерия Гаркалина и Ольги Прокофьевой.
Несравненно лучше оказалась на фестивале программа анимационного кино. Особенно выделялись полнометражные мульфильмы «Про Федотастрельца, удалого молодца» режиссера Л. Стеблянко – по остроумнейшей поэме Леонида Филатова и «Новые приключения Бабки Ежки» (режиссеры – Н. Титов, О. Потапова). Видно, у аниматоров нынче – совсем другой, более художественный «заказ».
Туапсе–Москва
По материалам Газета «Вечерняя Москва»