Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 28.06.2009

Якутяне отмечали национальный праздник Ысыах


Жители Якутии в субботу отмечали самый долгожданный и важный для них национальный праздник Ысыах, называемый также якутским Новым годом.
http://www.sitc.ru/nasled/YSYAKH/Ysyakh.htm
http://www.sitc.ru/nasled/YSYAKH/Ysyakh.htm

Жители Якутии в субботу отмечают самый долгожданный и важный для них национальный праздник Ысыах, называемый также якутским Новым годом, передает корреспондент РИА Новости.

Жители Якутии отмечают Новый год дважды: вместе со всеми россиянами - зимой, и еще по древней традиции - летом, во время празднования якутского национального праздника Ысыаха.

Сам праздник Ысыах связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром.

В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 года Ысыах стал проводиться в период между 10 и 28 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений.

В этом году национальный праздник Ысыах, посвященный Году молодежи, начался по традиции в местности Усь Хатын, что в переводе означает "три березы". Торжественное открытие праздника состоялось в полдень, всех жителей Якутии поздравили президент республики Вячеслав Штыров, спикер парламента Виталий Басыгысов, мэр Якутска Юрий Заболев, представители министерств и ведомств, гости праздника.

Местность Усь Хатын, где ежегодно отмечается Ысыах, представляет собой огромное поле, разделенное на множество палаточных городков - тюсульге. Эти участки занимают местные власти, администрации, политические партии, предприятия. Сразу после церемонии открытия все расходятся по своим тюсульге и начинают отмечать праздник. К слову, украшать тюсульге участники Ысыаха начинают за несколько дней до праздника - развешивают ленточки, флажки, берестяные декорации, готовят урасу (конусообразное летнее жилище якутов, выполненное из деревянных столбов и бересты).

Следует отметить, что хоть в переводе Усь Хатын и означает "три березы", но самих берез на поле, где отмечается национальных праздник Ысыах, не очень много. Они есть, но растут чуть дальше от того места, где располагаются палаточные городки. Поэтому ежегодно хозяева некоторых тюсульге, чтобы исправить это недоразумение, отъезжают на грузовиках к местам, где растут березы и вырубают их. Затем, в зависимости от предпочтений, в земле делаются отверстия, куда втыкают срубленные березы. В среднем, чтобы украсить одно тюсульге, которых в Усь Хатын насчитывается около сотни, требуется от 50 до 80 срубленных берез.

Правда, некоторые участники праздника отказываются от подобных действий, потому что считают Ысыах праздником пробуждения природы и считают варварством губить деревья только для того, чтобы они на один день украсили палаточный городок. Как бы там ни было, но РИА Новости не удалось получить комментарий представителя природоохранной инспекции по этому поводу.

Как сообщил РИА Новости представитель мэрии Якутска, программа мероприятий в этом году разнообразна и рассчитана на два дня. В Усь Хатын находятся множество площадок, трибун и сцен, на которых проходят различные конкурсы, игры, фестивали. В субботу состоятся турнир по пляжному волейболу, конкурс запевал осуохая, "игры предков", состязание сильнейших и ловких, республиканский конкурс девушек-хомусисток, конкурс якутских красавиц, конкурс гитарной песни. Закончится первый день празднования Ысыаха танцем осуохай, во время которого все собравшиеся возьмутся за руки и, двигаясь по ходу солнца, как бы совершат круговорот по времени и пространстве.

К разочарованию некоторых жителей Якутии одно из самых зрелищных событий Ысыаха - бой быков - может не состояться. Зрелище планировалось провести на ипподроме в местности Усь Хатын 27 июня. Рогатых участников уже готовы были предоставить хозяйства Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского и других улусов. Однако в дело вмешалась Госветинспекция.

Второй день праздника начнется рано утром с церемонии встречи солнца. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, просит у предков здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.

Кроме того, в воскресенье состоятся состязание сильнейших спортсменов "Игры Дыгына", турнир по хапсагаю (перетягиванию палки), турнир по якутским национальным настольным играм хабылык (подкидывание палочек), хаамыска (подкидывание кубиков). Церемония закрытия праздника состоится в воскресенье вечером.

Стоит отметить, что сам по себе праздник Ысыах очень красивый. Его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и делают убранства. На Ысыах люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды.

Во время празднования Ысыаха жители Якутии все время пьют кумыс - напиток из кобыльего молока. Кумыс у якутов - священный, богатырский напиток, и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название праздника Ысыах произошло от слова "брызгать", то есть кропить кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным напитком - кумысом - угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню тойук, благопожелание (алгыс).




Оригинал статьи находится на сайте РИА Новости












Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ