Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 10.06.2009 Мачу Пикчу – «турбаза» с окном в космосВысокогорье Анд скрывает бесчисленное множество тайн древнего индейского государства. Одну из них разгадали итальянские ученые, которые смогли определить точное предназначение жемчужины цивилизации инков - «затерянного города» Мачу Пикчу, который издавна притягивает археологов и историков. Оказалось, что Мачу Пикчу не является городом в привычном значении слова – скорее, это туристическая база для паломников. Множество пилигримов ежегодно совершали восхождения на пики Анд, чтобы оказаться как можно ближе к небесному своду. Поднявшись по каньону реки Урубамба, странники оказывались на высоте 2057 метров над уровнем моря, где между пиками Уайна Пикчу и Мачу Пикчу и расположился город путников. В поселении постоянно находилось не более 750 человек, в распоряжении которых было около 200 зданий. Обитатели Мачу Пикчу возделывали сельскохозяйственные культуры на каменных террасах, а остальную часть своего времени уделяли молитвам богу солнца Инти. Датой основания Мачу Пикчу считается 1440 год, когда Пачакутек – девятый император инков – отдал приказ о постройке горного поселения. Практически в то же время, как только армия инков расширила свои границы до озера Титикака, там был основан еще один город – Остров Солнца. Он расположился на месте, где, по преданиям, родился бог Солнца. Итальянские ученые из Миланского политехнического университета обратили внимание именно на одновременность возведения двух поселений. Известно, что Остров Солнца был (и отчасти остается) крупным религиозным центром, куда постоянно стекались паломники, желающие принести жертвы Инти и получить благословение жрецов. Профессор археоастрономии Джулио Маджли предполагает, что и Мачу Пикчу был центром веры. Это косвенно подтверждается и событиями времен испанской колонизации. Когда в 1532 году конкистадоры захватили империю инков, население Мачу Пикчу сократилось до 200 человек, а год спустя, после казни последнего императора Атуальпы, население города просто исчезло. Этому находилось множество объяснений, которые, скорее, похожи на красивые сказки, чем на историческую истину. Говорилось, что жители города приняли бой против превосходящих сил противника, и все погибли. Другая версия гласила, что горожане свели счеты с жизнью, прыгнув со скалы и, таким образом, принеся себя в жертву Инти. Маджли предполагает более реалистичный вариант. По его мнению, с приходом испанцев перемещение по стране стало небезопасным, что резко сократило количество людей, готовых совершить паломничество. А когда конкистадоры обезглавили императора, считавшегося прямым потомком Солнца, то индейцы просто разубедились в могуществе Инти и перестали его почитать. И «турбаза» Мачу Пикчу быстро опустела. Повторное открытие горного поселения состоялось 24 июля 1911 года, когда американский профессор археологии Хайрем Бингхем поднялся по каньону Урубамба, невольно повторив маршрут древних пилигримов. Он обнаружил там руины и небольшую колонию крестьян, сбежавших из низин от налогов и армейской вербовки. Маджли и его коллеги изучили структуру города, его ориентацию в пространстве и относительно зодиакальных созвездий, и сравнили полученные данные с аналогичными параметрами относительно Острова Солнца. Исследование показало, что поселения во многом схожи и строились по единому плану. Кроме того, между двумя религиозными центрами можно было достаточно быстро и комфортно перемещаться – сначала пересечь озеро Титикака, а затем подняться по реке Урубамба. Этот путь намного проще, чем длительное восхождение по извилистой дороге, ведущей к вратам Мачу Пикчу из предгорья. Добравшись до Мачу Пикчу, каждый пилигрим должен был обязательно посетить три святых места – каменоломню, связанную с Богиней Земли, храм «трех окон», через одно из которых вошел в наш мир первый император Инка, и пирамиду Интихуатана, из которой в ночное время открывается изумительный вид на Млечный путь. Пирамида становилась конечным пунктом путешествия – с ее высоты было видно, как сливаются река Урубамба и Млечный путь. По поверьям инков, именно в месте слияния земной и небесной рек обретет последний покой Бог Солнца. Археологи и архитекторы, ознакомившиеся с работами Маджли, не готовы безоговорочно согласиться с результатами ученых. «Аргументы Маджли о том, что Мачу Пикчу был центром пилигримов, а не королевской резиденцией, как считалось раньше, очень весомы, но потребуется еще немало исследований, чтобы их подтвердить и укрепить, - говорит ведущий специалист по архитектуре инков Жан-Пьер Процен из Калифорнийского университета. – Ведь может оказаться, что город выполнял обе эти роли одновременно». Оригинал статьи находится на сайте Правда.ru Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |