Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 04.06.2009

Русский музей увлекся цитатами


В Мраморном дворце, филиале Русского музея, давно не видевшем громких событий, открылась грандиозная выставка под названием «Искусство про искусство», исследующая тему цитирования, одну из ключевых для прошлого века.
Русский музей. Фото: photoxpress.ru
Русский музей. Фото: photoxpress.ru

Хотя лучшего, чем в Русском, отдела новейших течений, курируемого Александром Боровским, не сыскать, в последние годы музей в плане демонстрации этих самых течений несколько сдал. Последняя выставка открылась больше года назад в том же Мраморном, и это была ретроспектива виднейшего современного художника Петра Швецова. Что же до громких событий, то их не было и того больше, чуть ли не с приснопамятной «Абстракции в России».


Искусство фантазеров

Философ и литературовед Хэролд Блум в своей книге «Страх влияния» говорил, что его интересуют только «сильные» художники. Те, кто идет неожиданным путем, создает образы не по готовой форме, а своими силами. Остальные же — фантазеры, ловко переворачивающие смыслы чужих образов вверх ногами, или же посредственности, достаточно одаренные, чтобы умело встраивать чужой язык в свою речь. Кураторов «Искусства про искусство» интересуют как раз не «сильные» — их полно в корпусе Бенуа. Здесь делают ставку на фантазеров.

С таким же успехом выставку можно было бы назвать «Современное искусство» — ведь так или иначе почти вся культура начиная со второй половины XX века активно рефлектирует и использует чужие образы. Универсальный язык всей классики второй половины XX века — цитирование. Копают в «Искусстве про искусство» предельно глубоко. И если искать истоки цитирования, то не хватит и Эрмитажа со всеми хранилищами. Но спасает, как всегда, строгий отбор. В Русском давно уже не разбирают темы на винтики, а намечают главную идейную линию пунктиром. И делают это ловко и находчиво. Так и тут: из работ складывается завершенная и меткая история влияния и цитирования как творческого метода в искусстве последних ста лет: от радикальных манифестов до слияния образа и штампа в одно целое.


Век цитирования

В Мраморном отсчет вовсе ведут с 1912 года — картины-манифеста Малевича «Частичное затемнение»: Джоконда перечеркнута крест-накрест и соседствует с газетными объявлениями. Смысл ясен. Для нас Аполлон Бельведерский хуже печного горшка. Наступает эпоха, когда образом будет не только прекрасное, но и все то, что нас окружает. И дальше уже мы видим движение истории, которая это утверждение Малевича и подтверждает, и опровергает.

Малевич, конечно, прелюдия. Основная же масса экспозиции — те, кто на ловком использовании чужих образов собаку съел, то есть концептуалисты 60−80−х годов. Но и тут проходит строжайший отбор: здесь не встретишь «Рабочего и колхозницу» с головами Микки-Мауса и его подружки Минни, украшавших некогда холл корпуса Бенуа. Массовая культура, штампы которой художники радостно использовали, отметается. Только чужие образы.

В качестве костяка, золотого века цитирования — отечественные звезды: Александр Кабаков, Юрий Аввакумов с проектом башни Татлина, начертанном на газетной бумаге. Костяк этот окружают западные тяжеловесы. Цитирующий Макса Эрнста классик авангарда 60−х Роберт Раушенберг составляет из работ немецкого экспрессиониста коллаж. Ему важна именно эстетика четких черно-белых форм, которую вместе со всем эрнстовским культурным пластом Раушенберг использует. Рой Лихтенштейн цитирует Магритта и Дали и в манере, и в сюжете. Тут цитирование — не заигрывание, не кокетство, а единственный возможный язык для высказывания. Только так, апеллируя к культурной памяти, скажем, Кабаков мог создать свои почти вагнеровские «произведения искусства будущего». Потому что она идеальный ключ к восприятию зрителя. А финальное тридцатилетие XX века как раз такое время, когда культурная память у всех примерно одна.


Слияние образа и штампа

Наконец, последняя перед современностью остановка — неоакадемисты, излет эпохи сформировавшегося коллективного бессознательного. Еще немного — и оно рассыплется, универсальный ключ уже перестает работать. Образ Маяковского, растиражированный пропагандой? и перенесен Андреем Хлобыстиным на кофту («Маяковский-гендер», женский купальный костюм). И как завершение — «Печаль Энди Уорхола» Тимура Новикова. Чужой образ от штампа уже не отличить. Портрет Маяковского — штамп. И он бросается в глаза первым, оставляя где-то на задворках восприятия уже прямую цитату из классика — желтую кофту.

А если учесть, что началось все с Малевича, получается и закольцованный сюжет. Где образ, а где штамп, уже и не разобрать. Вчера еще Малевич цитировал Джоконду, и вот уже цитируют Малевича. Уорхол строил свое искусство из штампов и цитат, его цитировал Новиков, а молодые и злые художники уже обыгрывают работы самого Новикова. Повторить «Искусство про искусство» получится ровно через сто лет: после очередного витка развития культуры.




Оригинал статьи находится на сайте INFOX












Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Kent
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ