Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 03.06.2009

Москва увидела оркестр и дирижера, влюбленных друг в друга


В Колонном зале начался IV Фестиваль симфонических оркестров мира. Приуроченный к празднованию Дня России, он завершится 12 июня концертом Российского национального оркестра под управлением двух Михаилов — Плетнева и Татарникова. Первые два фестивальных концерта дал бывший коллектив Мишеля Плассона Симфонический оркестр Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева.


В поисках неутраченного времени

На брифинге в Колонном зале 32−летний Туган Сохиев, дирижер осетинского происхождения, петербуржец (учился у Ильи Мусина и Юрия Темирканова), а теперь и европеец говорил о взаимосвязи симфонической и оперной практик («одна другую существенно дополняет») и о разнице между нашей и «их» системами образования («там музыке обучаются частно, за нее надо платить»). При этом он выглядел человеком, у которого все в жизни прекрасно. С людьми его возраста такое бывает не часто.

В его карьерном allegro vivace (итальянское обозначение темпа – «очень быстро») были не только виктории (третий конкурс Сергея Прокофьева, работа в Мариинском театре, солидные западные ангажементы), но и проблемы. Год службы в Опере Уэльса (2003−2004 гг.) сделал 26−летнего Сохиева любимцем валлийской публики, но завершился нервным срывом. Поговаривают, упорство Сохиева нашло косой на заторможенные реакции уэльских оркестрантов. Контракт расторгли, Уэльс зачах.

Постановка оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Экс-ан-Провансе начала следующий виток дирижерской карьеры. Опера прошла каскадом по европейским сценам. В 2006 году добралась до мадридского Teatro Real. Темпераментного маэстро наперебой стали зазывать оркестры (радио «Би-би-си», Филармонический оркестр Французского радио, Королевский оркестр Швеции, Симфониетта датского радио, Национальный оркестр Франции) и театры (Хьюстонская опера, Дрезденская опера). Попав в известное агентство, дебютировав в Met и на ряде серьезных фестивалей, Туган Сохиев за два-три года стал мировой именитостью. В конечном итоге молодую звезду заполучил старейший коллектив Франции – Оркестр Капитолия Тулузы. Действие контракта началось в 2008 году, а завершится в 2011 году. По нему дирижер должен давать 15 концертов в год.


Социальная миссия

Рассказывая московским журналистам об отношениях с мэрией Тулузы, Туган Сохиев не без удовольствия изложил сюжет о том, как по его просьбе оркестр увеличили аж на 20 единиц. Жест мэрии стоит оценить: прежний состав оркестра был тоже не маленьким — 104 музыканта. Да и репутация бывшего оркестра знаменитого Мишеля Плассона выше похвал. Даром, что старейший в Европе (возник в начале позапрошлого века). В 90−х годах ХХ века оркестр тулузского Капитолия получал престижную во Франции премию Victoire de la musique classique восьмикратно. Еще раньше, в 1980 году, ему присудили звание «национального». А в 1974 году, по просьбе Плассона, в концертный зал переоборудовали бывшее помещение зернового рынка Тулузы. Именно тогда оркестр наконец покинул здание местной ратуши. Хорошая все-таки у тулузцев мэрия.

Вот и идея Сохиева о том, что, увеличив состав оркестра, можно расширить репертуар, нашла поддержку. В благодарность оркестр Капитолия включился в социальные программы города. «На генеральных репетициях бывает до 300 школьников, — рассказал Сохиев, — а резиденц-композитор разъясняет им содержание концерта».


А если это любовь

Тонус «Праздничной увертюры» Шостаковича, а также fortissimo «Симфонических танцев» Рахманинова дали понять, что мудрому звуку времен Мишеля Плассона пришел конец. Средний возраст нынешнего коллектива – примерно 30−35 лет. Надо ли добавлять, что между оркестром и дирижером разгорается интрига влюбленности с тем накалом эмоций, какой сопровождает страстные отношения. А какая у тулузцев девушка-концертмейстер!

На жесты Тугана Сохиева оркестранты не просто реагируют — ловят на лету. Если скомандован сумасшедший темп, будьте спокойны, его зубами удержат и струнники, и духовые. Сохиев при этом очаровывает публику экономностью жестов. Да кому нужна сетка размера, если оркестр разбегается и притормаживает, как надо. Штрихи его синхронны, а послушание полное. Скорость и громкость коллектив на ура экспонировал оба вечера, в том числе в «Фантастической симфонии» Берлиоза, в увертюре к «Кармен». А в «Трепаке» из «Щелкунчика» Чайковского оркестр разошелся так, что публика выла. К сожалению, с тонкой материей «Послеполуденного отдыха фавна» не заладилось: Дебюсси рассыпался бисером неравноценных инструментальных микро-бенефисов. Нечто похожее произошло и в первый вечер, когда играли сюиту из «Пульчинеллы» Стравинского. Но важно другое.

За пламенным темпераментом молодого маэстро видна серьезная эрудиция. Держа, по выражению Мравинского, «партитуру в голове, а не голову в партитуре», он легко погружается на разные исторические глубины. Извлеченные оттуда ценности, оказавшись прямо перед слушателем, поражают неожиданным осмыслением. Как, например. средневековая секвенция Dies irae («День гнева»), которая в финале «Симфонических танцев» Рахманинова звучала зеркальным отражением финала берлиозовой «Фантастической». Такое дорогого стоит.

Если же говорить о качестве оркестрового звука, дирижеру еще есть над чем работать. Превосходная слитность струнной и медной групп сочетается с разнокалиберной квалификацией деревянных духовых. Тулузским кларнету и флейте есть чему поучиться у гобоя и английского рожка. Было бы желание.




Оригинал статьи находится на сайте Infox.ru












Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Kent
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ