Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 16.02.2009 Тайна второго тома "Мертвых душ" Гоголя может раскрыться...
Множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, считает Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, специалист по литературе 19-20 веков. Тайна классика По словам Бака, в основном наследие Гоголя изучено, и в этом, отметил профессор, большой вклад ученых XIX века, например, Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но, подчеркнул собеседник агентства, остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома "Мертвых душ". "Известно, что незадолго до смерти Гоголь сжег второй том "Мертвых душ", за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать - оно существует, - рассказал Бак. - Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в каких-то архивах". Но, по мнению профессора, тайна второго тома "Мертвых душ" - это не главный гоголевский секрет. Главное, считает Бак, то, что сам писатель так и не изучен, он настолько "многотолкуем", что каждое поколение читает его по-своему и угол зрения на наследие Гоголя можно изменять бесконечно - он в этом смысле неисчерпаем."Например, по понятным причинам в советское время не очень изучалась проблема "Гоголь и католичество", "Гоголь и православие". Сейчас ей уделяется больше внимания, и это непочатый край работы", - отметил Бак. Он также рассказал, что, помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера и талантом проповедника - у него есть специальные труды, посвященные православным церковным службам. Кроме того, писатель был "очень пристальным человеком". "Он обладал талантом глубоко вдумываться, вглядываться, вслушиваться во все, чего касался, будь то исторические труды или народные легенды. Он все время писал сестрам, семье, землякам в Малороссию и просил их сообщать ему всякие народные сказания, песни, стихи, детали быта", - добавил профессор. По словам Бака, мера конкретности в произведениях Гоголя, особенно ранних, потрясает - это необыкновенно точные биологические, этнологические, ботанические описания."Для него важно все - как называется трава, которая растет у порога, как называется дом, в котором живет человек, как называется одежда и так далее. К "Вечерам на хуторе близ Диканьки" даже приложен словарик, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия", - подчеркнул профессор. Дмитрий Бак рассказал об одном малоизвестном факте - изображении Гоголя на одной из авторских версий знаменитой картины Иванова "Явление Христа народу". "В череде народа, вышедшего навстречу Христу, Гоголь изображен в одеянии того времени, но он выделяется из толпы своим пророческим взглядом - он как-бы оборачивается навстречу мессии", - отметил профессор. По его словам, Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник четко подметил гоголевский пророческий дар, который и сам писатель очень хорошо осознавал. "Современники упрекали Гоголя в гордыне, именно так непосвященные воспринимали его призванность. Сам же писатель считал, что его голос должна услышать вся Россия и качественно преобразиться от этого - в этом он видел смысл своей жизни и труда. Он воспринимал свое писательство как миссианство", - отметил Бак. И сейчас, по мнению профессора, когда люди судачат о том, перевернулся или не перевернулся Гоголь в гробу, как и чем он болел, они показывают свою обывательскую сущность. "Не в этом трагедия Гоголя, а в том, что человек, убежденный в том, что не дано увидеть и понять другим, неизбежно кажется странным. Писатель пережил глубочайшую душевную трагедию", - добавил он. Оригинал статьи находится на сайте РИА "Новости" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |