Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 13.08.2005

Анализ религиозной ситуации в России с 5 по 12 августа

МОСКВА, 12 августа (АНН). На уходящей неделе тяжелую потерю понесла Русская Православная Старообрядческая Церковь: скоропостижно скончался Митрополит Московский и Всея Руси Андриан. Как сообщили корреспонденту Агентства национальных новостей в правительстве Кировской области, митрополит умер в среду около 16 часов от острой сердечной недостаточности на берегу реки Грядовица Юрьянского района Кировской области во время Великорецкого старообрядческого крестного хода.

Смерть на крестном ходе
55-летний Митрополит Андриан (в миру – Александр Геннадьевич Четвергов) страдал ишемической болезнью сердца, перенес два инфаркта миокарда, операцию на сердце. Ежегодный Великорецкий крестный ход, общая протяженность которого превышает 150 км, оказался ему не под силу, хотя, по свидетельствам очевидцев, митрополит все же прошел вместе с паломниками большую часть пути.
Смерть Адриана для российских старообрядцев тяжела не только потому, что из жизни неожиданно ушел их предстоятель перед Богом и пастырь. Дело в том, что именно при Адриане стали заметно улучшаться отношения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Старообрядческой Церковью. Тенденция к сближению наметилась после того, как патриарх Алексий II публично заявил о неоправданных в прошлом гонениях на последователей старых обрядов и выражал надежду на сотрудничество. До этого на Поместном соборе 1971 года были официально сняты все клятвы и прещения, наложенные на старообрядцев за 300 лет раскола, начиная с момента проведения великой церковной реформы патриархом Никоном.
Однако не все иерархи старообрядческой церкви готовы были сразу все забыть и простить, тем более, что многие из них по-прежнему отрицали суть догматов и обрядов ортодоксальной православной церкви. Адриан же отличался от «непримиримых» веротерпимостью и готовностью к поиску компромиссов. Теперь, после его смерти, борьба между реформаторским и консервативным крылом в руководстве старообрядческой церкви может обостриться, а это, по мнению наблюдателей, приведет к углублению раскола в православной пастве. Не секрет, что старообрядчество, несмотря на свой полуофициальный статус, являлось и является очень популярной в России религиозной конфессией: даже через несколько столетий после церковной реформы многие последователи православного учения убеждены, что только старообрядцам ведома истина.
Между православными и католиками по-прежнему много противоречий
Если то, как будут складываться отношения между ортодоксальной и старообрядческой православными церквями теперь неясно, что то в отношениях между православной и католической церковями перемирия не предвидится. Слишком много противоречий, взаимных претензий и обид накопилось между этими двумя ведущими христианскими конфессиями за последние 1,5 тыс. лет. Ведь разногласия, приведшие затем к великому церковному расколу и взаимному отлучению от церкви в середине XI века, появились еще во времена существования единой Римской империи. И о том, что они не могут быть решены и прощены в один день, или даже в одно десятилетие, свидетельствует новость из Челябинска, переданная корреспондентом АНН. Так, Инспекция федеральной налоговой службы зарегистрировала первую в мире Православно-Католическую церковь.
Как сообщили корреспонденту Агентства национальных новостей представители вновь образованной конфессии, эта «церковь» в числе первых своих решений признала святым Папу Римского Иоанна Павла II и аннулировала все акты инквизиции и церковные проклятья, которые наложили друг на друга в средних веках Римская и Восточная Церковь. «Вопрос о церковном расколе закрыт навсегда… Иисус – он един, и верить в него надо всем вместе. Поэтому, мы низвергли как не бывшие все клятвы анафемы». Любопытна реакция на это обращение со стороны иерархов православной и католической церквей – вместо того, чтоб приветствовать эккуменистический призыв нового религиозного объединения, и те, и другие в один голос объявили новое церковное учение «ересью». Это лучше всяких слов свидетельствует о том, что для объединения православной и католической церквей сейчас нет ни политических, ни идейных предпосылок. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что после смерти Иоанна Павла II разговоры о слиянии двух «братских» церквей в единое целое стали менее активными: новый Папа Римский больше внимания уделяет борьбе с мусульманским влиянием в Европе, а предстоятели российской православной церкви вынуждены сейчас выстраивать новые отношения не только с католиками, но и мусульманской общиной.
Мусульмане выступают против возведения памятника христианскому святому
Последнее как раз является одной из самых сложных проблем, стоящей не только перед православной церковью, но и перед светскими властями России. Далеко не всегда последователи Ислама согласны идти на компромисс, когда затрагиваются их религиозные интересы. Пример тому – сообщение АНН, переданное из Адыгеи, где члены одной из мусульманских общин выступили против возведения памятника христианскому святому и епискому Николаю Мирликийскому, более известному под именем Николай Чудотворец. Противники памятника утверждают, что христианская символика на улицах Майкопа и других адыгейских городов будет способствовать углублению раскола в обществе, «размежеванию» граждан по национальному и религиозному признаку.
Такие заявления уже не удивляют: за последние годы аналогичные требования звучали не раз не только в Адыгеи, но и в других регионах России, где населения национально и религиозно не однородно. Поражает спокойная реакция на это российских властей, которая заставляет задуматься – а знают ли наши светские лидеры мировую историю. Невинное требование ставить или не ставить где-то памятники с определенной религиозной нагрузкой (или открывать или нет где-то храмы определенных конфессий) является на деле первым шагом к неизбежному политическому, а затем и территориальному расколу государства. Потому, что не раз в мировой истории все начиналось именно так: набиравшая силу религия начинала теснить свою предшественницу, а затем на смену религиозным противоречиям приходили более глубокие – культурные и политические, которые при неблагоприятном развитии событий приводили к «отпадению» от единого государства территорий, которые как раз и становились эпицентром религиозных споров.
Салман Рушди призвал к реформации ислама
Британский писатель Салман Рушди призвал на этой неделе мусульман приспособить священные идеи ислама к действительности. Как сообщало АНН, в опубликованной 11 августа 2005 г. в газете «The Times» статье Салмана Рушди «Мусульмане! Реформация сделает вашу веру современной» предложен кардинальный выход из того положения, в котором находится мусульманское общество. Поводом для статьи послужили теракты в Лондоне 7 июля. При этом причинами, побудившими писателя к размышлениям на данную тему, являются закоснелость и догматичность ислама, узость мышления, закрытость мусульманских общин, заставляющая молодых людей надевать «рюкзаки со смертью».
Рушди считает, что премьер-министр Тони Блэр в определенной степени идет на поводу у таких людей, как глава совета мусульман Великобритании Икбал Сакрани (Iqbal Sacranie), который был посвящен британским премьером в рыцари: «Случай с Сакрани иллюстрирует слабость правительства, которое желает покончить с исламистским радикализмом путем ориентации на традиционных, но чрезвычайно ортодоксальных, мусульман».
В это же время, «Сакрани - ярый защитник критикуемого в настоящее время блэровского законопроекта по религии, который призван сократить нападки на нее, и который фактически объявит вне закона любые упоминания об исламском терроризме. Сакрани уже 13 января заявил: «нет такой вещи - исламский террорист. Это очень оскорбительно. В соответствии с этим, выражения, обвиняющие мусульман в терроризме, должны быть запрещены». Две недели спустя его организация бойкотировала проведение церемонии памяти жертв Холокоста в Лондоне по случаю 60-летней годовщины освобождения Освенцима. Так вот, если Сакрани являет собой пример хорошего мусульманина для Блэра, то это уже проблема», - заключает Салман Рушди.
Одну из причин взрывов в Лондоне Рушди видит в закрытости и интравертности жизни в мусульманских общинах. «В Лидсе, откуда прибыли несколько террористов, жизнь традиционных мусульманских семей идет автономно, обособленно от другого населения. Из таких миров выходят молодые люди и надевают смертельные рюкзаки. Отчуждение, которое приводит к терроризму, может иметь свои корни в неприятии молодыми людей событий в Ираке или еще где-нибудь, но именно в атмосфере закрытых традиционных мусульманских сообществ это отчуждение быстро и легко прогрессирует».
Что касается Ислама как религии, то Рушди довольно жестко высказывается на данную тему: «Большой интерес у любого мусульманина должен вызывать тот факт, что Ислам – это единственная религия, возникновение которой было историческим фактом, а не легендой». По словам писателя, «их возлюбленная книга является всего лишь продуктом места и времени».
Какой же выход предлагает Рушди для мусульман? «Необходимо движение за пределы традиций, то есть не что иное, как реформирование, для того, чтобы привести основные принципы ислама в соответствие с современным миром. Необходима мусульманская Реформация для борьбы не только с идеологами джихада, но и с удушающей атмосферой традиционных семинарий; нужно распахнуть окна закрытых общин и впустить свежий воздух, в котором там так нуждаются», - пишет Рушди.
«Необходимо новое гуманитарное образование для замены диктата буквализма и узкого догматизма, которые являются чумой современного мусульманского мышления», - подчеркивает британский писатель.
Но для того, чтобы преодолеть узость мышления, нужно по-новому взглянуть на Коран: «Взгляд на Коран как на непогрешимое слово божье практически сводит на нет возможность аналитического ученого подхода. А если Коран рассматривать как исторический документ, тогда можно было бы его заново интерпретировать для приспособления к новым условиям грядущих веков».
В заключении Салман Рушди заявляет, что если Сакрани и иже с ним способны реформировать Ислам, то они помогут всему делу. Если нет, то «так и останутся традиционной частью проблемы».
Буддисты живут наиболее спокойно
Остается только констатировать, что наиболее спокойно на этой неделе жила буддистская община. В выставочном зале «Смольный» в Санкт-Петербурге открылась фотовыставка «Путь сочувствия», посвященная 90-летию освящения единственного Буддийского храма. Фотовыставка, сообщает корреспондент Агентства национальных новостей, организована Генеральным консульством Индии в Санкт-Петербурге при поддержке Буддийского центра Алмазного пути школы Карма-Кагью. Главной целью выставки организаторы заявляют дальнейшее сближение двух великих наций, двух великих культурных традиций на почве одного из древнейших учений человечества. Дружба России и Индии имеет глубокие корни, буддизм - одна из многочисленных точек нашего соприкосновения и взаимодействия.

Оригинал сообщения находится на сайте Агентства Национальных новостей









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Кент
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ