Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 29.11.2007 Далай-лама хочет устроить референдум о своей реинкарнации
Лидер тибетских буддистов, живущий в эмиграции, вчера предложил провести референдум среди последователей своего учения по всему миру (их от 13 до 14 млн человек), пока он еще жив, по вопросу о том, следует ли ему претерпевать реинкарнацию. Как заявил Далай-лама, если большинство проголосует "против", он просто не станет рождаться вновь, тем самым оборвав линию преемственности, которая, согласно традиции, восходит к концу XIV века, когда первым Далай-ламой был провозглашен юный пастух. Если большинство выскажется за его реинкарнацию, то, по словам Далай-ламы, он, возможно, укажет на человека, в которого переродился, еще при своей жизни, порвав с 600-летней традицией нового появления на свет в качестве младенца мужского пола после своей смерти. Его предложения не только поднимают ряд головоломных метафизических вопросов, но и наделяют руководителей Китая – атеистов и коммунистов – необычным статусом: теперь они могут уверять, что являются защитниками традиций тибетского буддизма. 72-летний Далай-лама, в 1989 году удостоенный Нобелевской премии мира, сказал, что находится в хорошей физической форме и что до подробного обсуждения вопроса о его преемнике пока не дошло, а на данный момент рассматриваются несколько вариантов. Но он признал, что его предложения рассчитаны на срыв планов китайского руководства, которое хочет само выбрать следующего Далай-ламу и тем самым укрепить свою власть в гималайском регионе, который Китай контролирует с 1950 года. "Да, референдум возможен", – сказал Далай-лама в интервью Times на межконфессиональной конференции в Амритсаре на севере Индии. "Это следует сделать, когда я физически ослабну и начнется серьезная подготовка к смерти, – сказал он. – Судя по результатам моих регулярных медицинских обследований, это произойдет, наверное, еще через несколько десятилетий, так что спешить некуда". Традиционно Далай-ламу выбирают авторитетные монахи: они истолковывают знаки его прошлого воплощения, прочесывают регион в поисках перспективных маленьких кандидатов и подвергают их ряду проверок. Нынешний Далай-лама, 14-й, родился в крестьянской семье и был опознан в двухлетнем возрасте после того, как выдержал экзамены: в том числе, обнаружил четки своего предшественника, когда ему предъявили несколько пар четок. Он бежал из Тибета в 1959 году после неудачного восстания против китайцев и с тех пор живет в Индии, возглавляя 200-тысячную общину тибетцев в изгнании. Его "столицей" является город Дхарамсала на севере Индии. Теперь Далай-лама выступает за расширенную автономию Тибета в составе Китая, но китайское руководство заявляет, что он до сих пор стремится к независимости Тибета, который оно считает неотъемлемой частью своей территории. Китайские власти пытаются привлечь тибетских лам на свою сторону, но 10-й Панчен-лама, второй по рангу среди тибетских буддистов, в 1989 году выступил против них, произнеся речь, которая наделала большой фурор. Вскоре после этого он скончался. Молодой Кармапа-лама, третий по рангу, в 1999 году бежал в Индию. В августе этого года китайское правительство заявило о своих исключительных правах на санкционирование реинкарнаций всех тибетских лам. То был один из самых энергичных в истории шагов по установлению контроля над священнослужителями Тибета. Вчера китайская сторона осудила предложения Далай-ламы. "Реинкарнация живого Будды – уникальный способ преемственности в тибетском буддизме, он происходит в соответствии с относительно полными религиозными ритуалами и историческими условностями, – сказано в заявлении Министерства иностранных дел Китая. – Заявление Далай-ламы грубо идет вразрез с религиозными практиками и историческими прецедентами". Далай-лама сказал, что истории известен прецедент прижизненной реинкарнации одного из лам: так произошло с одним из его учителей, скончавшимся в прошлом году. Он не уточнил, в какой форме будет проводиться референдум, но отметил, что в нем должны принять участие все жители Гималаев, Монголии и других стран, которые традиционно исповедуют тибетский буддизм. 6 млн тибетцев на территории Китая почти наверняка не смогут участвовать в референдуме, но еще 7-8 млн тибетских буддистов проживают в Индии, Бутане, Непале, Монголии, России и на Западе. "Если тибетский народ, большинство тибетского народа и заинтересованных лиц сочтут, что это нормально, то институт Далай-лам будет упразднен", – сказал он. Если большинство проголосует за продолжение традиции, то, как говорит Далай-лама, он выберет один из нескольких вариантов преемственности, чтобы попытаться защитить линию своих перерождений от вмешательства китайского руководства. Первый вариант – лично выбрать преемника за пределами Тибета; возможно, это будет взрослый человек, более компетентный для того, чтобы представлять Тибет на международном уровне, чем мог бы это делать маленький мальчик. Второй – провести выборы силами группы авторитетных лам наподобие "коллегии кардиналов", которая выбирает Папу Римского. Третий – передать полномочия следующему по рангу ламе в иерархии тибетского буддизма за пределами Тибета – Сакья-ламе, живущему в Индии. И четвертый вариант – последовать традиционному методу. "Если моя смерть наступит, когда мы все еще будем беженцами, тогда, по логике вещей, моя реинкарнация произойдет за пределами Тибета, – сказал он. – Но китайское правительство может назначить другого Далай-ламу. Так что, как и в случае с нынешним Панчен-ламой... по сути, это лишь сильнее запутает ситуацию". Оригинал статьи находится на сайте Инопресса Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |