СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > "Тоталитарные секты" - миф или реальность?В.И. Ничик.Часть втораяНаличие харизматического лидера характерно не только для религии, но и для других сфер социальной жизни, прежде всего – для политики. Другое дело, что лидер может ставить перед своими последователями цели, вытекающие из его личных амбиций, и достигать их через использование людей в своих целях. Противоречивыми выглядят следующие два пункта. Согласно этим признакам, апостолы в Пятидесятницу проявили себя как активная "тоталитарная секта", т.к. вышли они из "подполья" и начали проводить массовые мероприятия с целью привлечения потенциально верующих. А также в последующем апостол Павел в Афинах вел в ареопаге активную миссионерско-проповедническаую деятельность в месте отдыха граждан. И ещё один интересный момент: Христос посылал учеников из города в город, из дома в дом для активной миссионерской работы. Удивительно слышать сегодня, когда некоторые религиозные лидеры заявляют с гордостью о том, что они никогда не станут проповедовать по принципу "от дома к дому"... Если же говорить по существу вопроса, отвлекаясь от христианской позиции, то вряд ли найдем мы религиозную конфессию и объединение, которые не ставили бы своей целью ведение миссионерской деятельности. Вопрос, связанный с проблемой религиозного образования, очень щекотлив, особенно сейчас, когда идет активная общественная дискуссия вокруг вопроса о введении в общеобразовательных школах предмета "Основы православной культуры". Исходя из приведенных выше признаков "тоталитарной секты", в частности пунктов 8 и 9, те, кто лоббируют данный вопрос, подпадают под названные признаки "тоталитарной секты". Из рассмотренных признаков "тоталитарной секты" мы не смогли увидеть ни одного, который бы мог дать нам полноценную картину собственно "тоталитарной секты", отличной от других религиозных и даже политических групп. Что касается не рассмотренных нами признаков "тоталитарной сект" из приведенного выше перечня (наделение людей религиозными именами и духовными званиями, требование носить специальную одежду и культовые принадлежности, соблюдение строгой религиозной дисциплины, жесткая регламентация всей жизни верующих), то их также можно поставить под сомнение как признаки "тоталитарных" религиозных "сект" в "чистом виде". Во-первых, возникает вопрос, а как быть с монастырями, где все это присутствует – и присвоение нового имени, и ношение особой одежды, и ношение особых культовых принадлежностей в виде четок, и соблюдение строгой дисциплины, за нарушение которой налагаются наказания в виде множества молитв и длительных постов, и жесткая регламентация всей жизни. Во-вторых, все названные выше признаки могут характеризовать и объединения людей, сформированные не по религиозному признаку. Итак, очень сложно дать однозначную характеристику "тоталитарной секты", которая была бы действительно уникальной, не имеющей схожести с официальными религиозными организациями. Но тогда возникает вопрос: так есть ли вообще так называемые "тоталитарные секты"? Да, есть, но их не так много, и это, как правило, псевдорелигиозные группы, имеющие своей целью разжигание этноконфессиональной вражды, достижение каких-то религиозно-политических целей, а не удовлетворение религиозных потребностей. В этой связи имеет смысл обратиться к исследованиям американского футуролога Э. Тоффлера, который, описывая стихийно формирующийся религиозный плюрализм со всеми его позитивными и негативными чертами, говорил о неограниченном предложении вероучений и религиозно-мистических практик для удовлетворения широкого спектра индивидуальных и общественных потребностей: от экстатических переживаний до самых причудливых и утонченных мировоззрений, от экзотических восточных монашеских объединений до тайных религиозных орденов и полувоенных объединений. Э. Тоффлер даже предвидел возможность использования этих "спиритуальных товаров" как средств террористической и антигосударственной деятельности [1]. Желания человека как "потребителя" очень многообразны. Ему необходимы сон, еда, здоровье, внимание со стороны других людей, развлечения, чувство собственного достоинства, деньги и т.д. Нужды обусловливают стремления людей. Есть стремления грубые, как, например, желание удовлетворить свою похоть, есть более тонкие, например, стремление к самобытности. В основе всех влечений – жажда удовлетворения себя, стремление к самодостаточности. Человек желает сам, для себя, ради себя, концентрируясь на себе. Чем больше удовольствий испытывает человек, тем монументальнее его самодостаточность, тем больше он удовлетворен. Никакие удовольствия сами по себе не доставят человеку чувства "полноты жизни", если не будет насыщена эта страсть. Самоутверждение более всего отвечает самодостаточности как внутреннему чувству самоценности и значимости. Именно эти стороны человеческого "эго" и ставятся в центр внимания и деятельности в тех религиозных группах, которые становятся на путь трансформации в "тоталитарную секту". Безусловно, лидеры различных групп, в том числе и религиозных, для достижения своих целей, осознано ли или нет, используют психологические приемы влияния на человека для направления его к принятию тех или иных решений. Это дает нам основание предполагать, что люди могут объединяться в организации через апеллирование к таким человеческим качествам как гордость, тщеславие, самолюбие, самодостаточность. И это может быть свойственно не только "тоталитарным сектам", но и организациям, создаваемым в рамках самых "традиционных" религий. Древний грех гордыни и поныне грозит каждой душе, потому что "мать всех грехов" подстерегает всякую человеческую душу и борьба с ней — это начало и конец любой духовной практики. Ещё в древности мудрец Соломон сказал такую истину: "Погибели предшествует гордость, и падению – надменность" (Пр. 16:18). Человек может достичь самоутверждения посредством тщеславия. Он окружает себя единомышленниками, которые могут подтверждать "правильность" мнения эгоиста. Здесь человек вновь выступает в качестве потребителя. Ему нужны "друзья" для того, чтобы они закрепляли его эго-установки. Человек ищет такую информацию о себе, которая подтверждает, что он прав. С той же целью он формирует себе окружение. Негативная информация человеком игнорируется. Он ее просто не рассматривает, чтобы не разрушалась система питания его самодостаточности. От негативной информации легче всего отгородиться своими мыслями, желаниями или делами, которым мы приписываем особую значимость. Ещё один фактор, который нельзя игнорировать, это нужда каждого человека в заполнении своего внутреннего духовного пространства. Человек живет в суете. Он служит то одному, то другому, то третьему. Но вот однажды наступает момент, когда мирские ценности перестают казаться ему вечными и незыблемыми. Он вдруг чувствует сердцем тщетность и хаотичность этого мира. В нем просыпается желание сделать что-то бескорыстное и добровольное. Он явно осознает себя служителем. Человек ищет гармонии и порядка. И здесь важный "момент истины" - кто или что встретится на пути человека. Религиозный тоталитаризм может поразить любого духовного лидера независимо от его конфессиональной принадлежности, потому что семена тоталитарного диктата могут прорасти в любой религиозной общине. Сегодня широко пропагандируется массовый страх перед призраком "тоталитарной секты". И на этом фоне некоторые защитники собственных религиозных убеждений пытаются все подряд христианские деноминации смешать в одно, объединив понятием "тоталитарная секта". На наш взгляд, справедливо будет заметить, что в разных христианских направлениях, в том числе и традиционных, существует весь набор так называемых "негативных психических воздействий", предвзято находимых сектоборцами исключительно в "сектах". Признавая это, нелепо делать вывод о необходимости уголовного или какого-либо иного преследования мусульман или Православной Церкви за чинимый ущерб. Напротив, гарантируя свободу вероисповедания, правовое государство защищает право как соответствующих объединений, так и каждого человека на "антиобщественное" поведение, на следование целям, отличающимся от общепринятых в секуляризованном мире, на иной образ жизни, иную систему ценностей, что в православии так и называется - "иночеством". Пределом этой защищенной "антиобщественности" могут быть только уголовные или административные законы, применяемые, когда осуществление прав и свобод верующих нарушает права и свободы других лиц. Можно ли с ходу обвинять ту или иную христианскую конфессию (именно конфессию, а не конкретных лидеров или какую-либо общину) в том, что они применяют методы психологической обработки для привлечения в свои ряды новых прихожан? Например, на том же сайте (на котором мы нашли приведенное выше перечисление признаков "тоталитарной секты"), мы обнаружили описание того, как человек втягивается в "тоталитарную секту". "Постоянные молитвы и песнопения, непрерывное общение с фанатичными членами секты приводят к тому, что у неофита быстро разрушается способность к критическому восприятию чуждого учения, а постоянная занятость делами секты, плохое и нерегулярное питание, короткий сон постоянно погружает адепта в состояние, когда им легко управлять. Так завершается разрыв прежних социальных связей личности, так происходит ее "выпадение" из общества" [2]. Но возникает вопрос: а какой "традиционной" религии не присущи "постоянные молитвы", "песнопения", "занятость делами данной религии или конфессии"? А какое иночество возможно без постов, являющихся ни чем иным как "нерегулярным и плохим питанием", без ночей короткого сна, молитв и бдений? А как быть с отнесением к героям веры в Священном Писании целой группы людей, о которых мы бы могли сказать как о фанатичных адептах "тоталитарной секты"? "Которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" (Евр. 11:33-38). А как быть с утверждением Иисуса Христа: "И враги человеку домашние его"? "Проповедовать распятого Христа — безумие в глазах эллинов", — пишет о своем служении апостол Павел (1 Кор. 1:23). Действительно, вера в Иисуса, приговоренного к позорной казни, для привыкших поклоняться героям — нечто ненормальное. Но все же остается вопрос, так существуют ли "тоталитарные секты"? Да, они существуют как отдельные общины, как в нетрадиционных, так и в самых "традиционных" конфессиях, а также как отдельно взятые религиозные группы и общины, не принадлежащие к каким-либо конфессиям. Выступая на заседании Священного Синода РПЦ МП 29 декабря 1998 года, Патриарх Алексий II честно признал, что "имеют место случаи, когда деятельность подчиненных ему священнослужителей и положение в общинах вступают в прямое противоречие со статьей 14 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Эта статья запрещает религиозную деятельность, включающую принуждение к разрушению семьи, посягательство на права и свободы граждан, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к отказу от медицинской помощи [3]. Для борьбы с подобными проявлениями у нас есть законы, которые могут помочь России позаботиться о своей безопасности от влияния "тоталитарных сект". Когда же налево и направо развешиваются ярлыки "тоталитарных сект", то этим только усыпляется бдительность, и когда действительно рядом окажется представитель подобной организации, то человек может и не заметить, как окажется втянутым в незаконную деятельность, потому что он привык, что в тоталитарности обвиняли тех, кто не был в ней виновен. Расплывчатость понятий "тоталитарная секта" и "деструктивный культ" позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение. Провозглашение собственной исключительности – естественный признак любой религии, ее неотъемлемое свойство, но когда звучит призыв к борьбе с неверными, к активному противостоянию, вытеснению иных убеждений, даже к физическому устранению инакомыслящих (как это было в случае с "Аум Синрекё"), – мы имеем дело с признаками тоталитарности. Учитывая выше сказанное, мы можем сделать вывод о том, что наше российское "ноу хау" в виде "тоталитарных сект" – это своего рода "страшилка" для поверхностно мыслящих людей, тем более что пока не дано четкой характеристики, что же это такое. Поэтому, прежде чем клеймить какую-либо "тоталитарную секту", нужно четко определить, о чем идет речь. За терминологической расплывчатостью и неопределенностью скрыта опасность того, что мы можем оказаться марионетками в руках тех, кто, "манипулируя неизвестностью", пытается столкнуть наше общество с правовых основ на путь религиозной вражды. [1] http://www.philosophy.ru/iphras/library/bal/index.html Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |