СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Указ о веротерпимостиОб укреплении начал веротерпимостиВ постоянном, по заветам предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя ограду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обезпечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в Указе 12 минувшаго Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии. Ныне, разсмотрев составленныя, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанныя в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковыя утвердить. Призывая благословение Всевышняго на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящшему возвеличению Православной Веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, Повелеваем: 1) Признать, что отпадение от Православной Веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. 2) Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все недостигшие совешеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшия же сего возраста остаются в прежней своей религии. 3) Установить, в дополнение к сим правилам (п.п. 1 и 2), что лица, числящияся православными, но в действительности исповедывающия ту нехристианскую веру, в которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат, по желанию их, исключению из числа православных. 4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. 5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием "раскол", разделив их на три группы: а) старообрядческия согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке. 6) Признать, что постановления закона, дарующия право совершения общественных богомолений и определяющия положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности. 7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемаго названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам. 8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно также, как разрешение ремонта их и закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которыя существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий. 9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование "настоятелей и наставников", причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления однако православных иерархических наименований. 10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом.-Настоятелям и наставникам (п. 9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовныя лица. 11) Уравнять в правах староборядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков. 12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые, как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшаго усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительнаго. 13) Установить, в виде общаго правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащаго инославнаго исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общаго правила, если таковыя будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могут быть установлены только в законодательном порядке. 14) Признать, что во всякаго рода учебных заведениях в случае преподавания в них Закона Божия инославных христианских исповеданий, таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащаго исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания. 15) Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающияся важнейших сторон религиознаго быта лиц магометанскаго исповедания. 16) Подвергнуть обсуждению действующия узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в оффициальных актах идолопоклонниками и язычниками; и 17) Независимо от этого привести в действие и остальныя, утвержденныя Нами сего числа положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого Указа от 12 Декабря минувшаго года. К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение. На подлинном Собственною Его Императорскаго Величества рукою подписано: "НИКОЛАЙ". В Царском Селе. 17 Апреля 1905 г.Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |