СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Россия - моноконфессиональная страна?Илья БарабашОдин из вопросов, непосредственно касающийся проблемы веротерпимости в России - это вопрос о том, является ли Россия многоконфессиональной страной. РПЦ в последние годы всегда утверждала, что православных в России - большинство, хотя сама и не ведет статистического учета (дореволюционная практика учета крещений и, главное, регистрации прихожан давно забыта). Этапным в этом смысле является заявление, сделанное митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем ОВЦС МП, 23 сентября 2002 г. на пресс-конференции во время 8-го Международного фестиваля теле- и радиопрограмм "Радонеж": "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: многоконфессиональная страна: Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами. Потому что все статистические исследования, которые проводятся в нашей стране, дают совершенно ясную картину - наличия религиозных меньшинств и абсолютного православного большинства. Кстати, вот иногда мы робко говорим о том, что да, вы знаете, вот может и не надо включать при переписи графу "вероисповедание". А я считаю, что надо было бы включить. И, раз и навсегда, положить конец всем этим спекуляциям о многоконфессиональности. Если у нас 4-5% мусульман (вот какая статистика), так это же не многоконфессиональность, - это меньшинство. Если у нас меньше 1% людей неправославных христиан - это меньшинство, другой разговор, что меньшинство нельзя дискриминировать". Информационно-аналитический центр "СОВА" Давайте обратимся к статистике, которая, как известно, знает все: 2003 год. ROMIR Monitoring. Исследование «Год православной России» посвящённое отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. Исследование проводилось на протяжении 2003 года, объём выборки – 1500 россиян в более чем 100 городских и сельских населённых пунктах РФ. Респондентам был задан вопрос: «Какую религию Вы исповедуете?» (%) Таким образом, большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию, около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям. Респондентам был задан вопрос: «Как часто Вы посещаете религиозные службы?» (%) Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя православными. Результаты опроса показывают, что большинство тех, кто считает себя православными, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году. В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужений несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был «Только на Рожество и Пасху», то в настоящее время пик ответов приходится на следующее значение шкалы – «несколько раз в год». Респондентам был задан вопрос: «Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны» (%) Поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, сумма значений в таблицах не соответствует 100%. Представленные на диаграмме данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации (см. п. 1) далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%, а в бессмертие души – 12 % ROMIR Monitoring. Всероссийский опрос. 1500 респондентов (в возрасте от 18 лет и старше). Август 2004 года. Опрошено 1500 человек в 102 городских и сельских населённых пунктах России во всех Федеральных округах. 80% россиян назвали себя верующими, респондентам, которые считают себя верующими, был задан вопрос: «Как часто Вы находите время для молитвы?» Ответы на него распределились следующим образом: ROMIR Monitoring. Всероссийский опрос. 1500 респондентов (в возрасте от 18 лет и старше), 12-17 августа 2004 Даже достаточно поверхностное знакомство с этими данными вызывает некоторое недоумение. Как может быть такое, что количество людей принадлежащих к той или иной конфессии больше числа верующих. Может ли быть такое, что человек, называя себя православным в то же самое время не верит в Бога и в бессмертие души? Тогда в чем же заключается суть религиозности человека? Возможно, что причина этого в критериях, на основании которых человек причисляет себя к той или иной конфессии, на основании которых человек проводит такую самоидентификацию. Или, если более просто, на основании которых человек считает себя верующим. "Основная полемика развивается по поводу критериев, которые необходимо учитывать при проведении социологических исследований и интерпретации данных опросов. Некоторые специалисты считают вполне достаточным критерием самоидентификацию респондентов, то есть то, к какой конфессии те сами себя относят. При этом понятие конфессиональной идентичности часто сближается с понятием идентичности культурной и национальной. Сходную позицию высказывают, в частности, официальные представители РПЦ. Но часть социологов активно выступает против такого подхода и настаивает на том, что нужно принимать во внимание не только самоидентификацию верующих, но и степень их знакомства с соответствующим религиозным учением, активность участия в культовой практике и т.д. В зависимости от выбранных критериев, оценки, например, количества православных в России колеблются от 4-6 до 70, а то и 80 с лишним процентов." - пишет Информационно-аналитический центр "Sova". "Сходные данные получены ВЦИОМ в мониторинге (июль 1998 г., 2407 опрошенных по общероссийской выборке). Обратимся также к результатам исследований Д. Фурмана (проект осуществлялся в рамках Всемирной программы изучения ценностей - World Values Survey - единой системы опросов, проводящихся с 70-х годов XX в. в разных странах мира). По данным, полученным в марте-апреле 1996 г. финско-российской исследовательской группой (всероссийская выборка, N = 1664), верят в бога 47% респондентов. При этом идентифицируют себя как верующих 34% (часть тех, кто отвечает "да" на вопрос о вере в Бога, тем не менее, индентифицирует себя как "колеблющихся" или даже "неверующих"). Дополнительный свет на "мировоззренческую реальность", скрывающуюся за декларируемой верой в Бога, с точки зрения Д. Фурмана, проливают следующие ответы: Посещение церкви не реже раза в месяц по данным финско-российского исследования При анализе данных опроса 1996 г. была предпринята попытка выделить группу более или менее "серьезных", "настоящих" верующих, которых исследователи определили как "традиционных верующих". Это респонденты, одновременно дающие положительный ответ на вопрос "Верите ли вы в Бога" (47% опрошенных), идентифицирующие себя как верующих и как православных (33% всех опрошенных при 3% лиц - представителей иных религий и конфессий и 64% не знающих, как себя определить), видящие в Боге личность, а не силу (15%), а также, по их словам, часто молящиеся (13%). Таких у Д. Фурмана набралось всего 4%. Да и их "ортодоксальность" при ближайшем рассмотрении представляется ученому несколько сомнительной. Так, среди них только 65% верят в загробное существование души, 44% - в воскрешение мертвых, зато 29% - в астрологию и 41% - в переселение душ. Если в незначительной степени "ужесточить" критерий включения в категорию "традиционных" верующих, она просто исчезла бы из выборки. По мнению Д. Фурмана, не религия побеждает атеизм в России, но религия и атеизм отступают перед ростом мировоззренческой неопределенности и идейной эклектики, которая включает в себя веру в "переселение душ" и астрологию, уфологию, "энергетических вампиров", колдунов, шаманов и т.д., образуя в сознании неструктурированные, не объединенные в логическую систему, постоянно меняющие свои составные элементы неустойчивые соединения. Цитата из статьи Синелиной Ю.Ю. (младший научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН).Религиозный состав населения Российской империи и современной РоссииВ % к совокупности населения
Таблица составлена кандидатом географических наук А.Д.Криндичем на основании следующих источников: 1) 1897 г. — результаты Первой всеобщей переписи населения Российской империи; 2) СССР — 1991 г., современная Россия (2-я половина 90-х гг.) — экспертная оценка автора по опубликованным результатам социологических опросов (см.: Религиозные объединения Российской Федерации. М.: Республика, 1996; Религия, свобода совести и государственно-церковные отношения в России. Изд.2. М.: РАГС, 1997). "Россия - многонациональное государство. Каждый из 130 населяющих ее пародов отличается своими историческими традициями, культурой, укладом жизни. По сходству языков народы России относятся к четырем языковым семьям, в состав которых входят различные языковые группы, исповедующие разные религии. Рассредоточенность по территории России многих народов и общая этногеографическая "смешанность" населения делают практически невозможным выделение чистых в этническом отношении территорий.Еще сложнее дело обстоит с религиозным составом. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Наиболее компактные места проживания русских - центральные, западные, частично северные области европейской части. Так, например, в Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Рязанской областях более 90% населения составляют русские. В Поволжье, Приуралье и Прикамье, а также на севере европейской части и в Сибири проживают русские, представители финно-угорской группы (карелы, саамы, мордва, удмурты), а также говорящие на родственных языках народы тюркской группы (чуваши, башкиры, татары). Самым многонациональным районом является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы (чеченцы, лезгины), а также представители народов абхазско-адыгской группы." Учебник социальной и экономической географии России Выводы читатель пусть делает сам. Рассматривать в нашем кратком обзоре проблему религиозной и национальной идентификации и самоидентификации не позволяет формат статьи. Приведем лишь данные еще одного опроса ВЦИОМ:
А также слова одного из видных представителей РПЦ - заместителя председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: "Нужно бережное отношение к религиозной жизни людей, потому что именно такое отношение позволит сохранить Россию, которая на протяжении многих веков являлась многонациональным и многорелигиозным государством". "Портал-Credo.ru" Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |