СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Полемика о месте религии в жизни современной России.Петр Шаститко и Александр ИльяшенкоНиша, которую нужно занятьПетр ШаститкоРелигия тянет страну в безвозвратно ушедшее прошлое На одной из встреч президент Буш спросил президента Путина, носит ли он нательный крест. Путин ответил, что носит и что крестик подарила ему мать. Крестик - личное дело Путина, но когда он произносит клятву верности стране, положив руку на Конституцию, а потом Святейший Патриарх благословляет его, то у граждан различного вероисповедания и атеистов возникает вопрос, как в нашей стране соотносится власть и религия? По Конституции, Церковь отделена от государства. А на деле? Оглянемся на недавнее прошлое. Большевики отделили Церковь от государства и вскоре, когда стало совсем плохо с финансами, начали экспроприацию церковных ценностей и имущества. Вскоре последовала разрушительная антирелигиозная война. Дзержинский писал: "Церковь разваливается, этому надо помочь, но никоим образом не возрождать ее в обновленной форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-нибудь другой. Официальные или полуофициальные отношения партии с попами недопустимы. Наша ставка на коммунизм, а не на религию". Культовые учреждения закрывались, многие разрушались. От рук вандалов бессмысленно погиб целый пласт богатой культуры. В 1918 г. были расстреляны около 3 тыс. православных священников. В 1922 г. 32 митрополита и архиепископа были приговорены к высшей мере наказания. По личному приказу Ленина был заключен в тюрьму Патриарх Тихон, призывавший к прекращению кровопролития. Массовыми тиражами выходила антирелигиозная литература и журнал "Безбожник". В 1925 г. он был переименован в "Воинствующий безбожник". В 1937 г. было репрессировано уже около 137 тыс. священнослужителей, разрушения храмов и репрессии продолжались до Отечественной войны. В страшные годы войны люди нуждались в утешении и сочувствии. Это давала Церковь. К тому же Церковь и веротерпимость способствовали единению народа. В сентябре 1943 г. Сталин принял трех митрополитов Русской Православной Церкви, обещал ей поддержку и одобрил проведение Собора по избранию Патриарха. После войны государство терпимо относилось к религии, хотя исполнение церковных обрядов было несовместимо с пребыванием в партии и комсомоле, а научный социализм отрицал каноны веры. От государства до Церкви была внушительная дистанция. Перемены произошли, когда социализм рухнул. Стремительно начали восстанавливаться храмы. Миряне охотно и безбоязненно крестили в церквах детей, венчались и отпевали усопших. Крестики появились у детсадовцев и школьников. Тем не менее россияне были несколько удивлены, когда увидели президента Бориса Ельцина, а также лидера КПРФ Геннадия Зюганова стоящими на богослужении со свечой в руке. В конце прошлого - начале нового века голос Церкви окреп окончательно, и ее претензии к власти начали расти. Русская Православная Церковь стала предъявлять свои права на хозяйственно-торговую деятельность, имущество и землю (в том числе монастырскую). 31 января 2005 г. Патриарх Алексий II встретился с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом и заявил, что настало время "юридически закрепить" права собственности РПЦ на монастыри, расположенные на территории Палестинской автономии в городах Хеврон и Иерихон. В Рязани губернатор отобрал у журналистов Дом печати, где располагались "Рязанские ведомости", и передал здание местной православной епархии. Подобных примеров можно привести великое множество. Например, вызывает недоумение, когда православный священник кропит святой водой спускаемую подводную лодку, начиненную дьявольской силой атома, или плавательный бассейн. Православная Церковь также предлагает нам пересмотреть историю страны. Вместо Октябрьской революции отмечать водружение в Кремль иконы Казанской Божьей Матери 6 ноября 1612 г. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил 8 марта "наполнить иным православным смыслом". Он считает, что "Святая Русь сохранилась потому, что православные женщины сохранили веру, когда их мужья и сыновья струсили". Но более опасными, по моему убеждению, являются идеи введения религии в Вооруженные силы страны. По мнению протоирея Дмитрия Смирнова, "мы рыхлим почву для принятия политического решения, чтобы у нас, как в Европе, официально было военное духовенство". К примеру, на территории штаба Ракетных войск стратегического назначения действует храм Преподобного Илии Муромца. Каждый год там проводит богослужение Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ракетные войска не исключение. И мне кажется это опасным. Религия, в основном православие, заполняет освободившуюся от социализма идеологическую нишу. Но наша страна многорелигиозная. По последней переписи, около 15 млн. россиян исповедуют ислам. Число мусульман в России растет, и они вправе будут потребовать введения полковых мулл. Затем за ними последуют последователи буддизма. Учитывают это православные иерархи? Как это согласуется со свободой совести и правами человека? И как на это реагирует недремлющее око ФСБ, совсем недавно главной гонительницы Церкви? Как видно, хорошо. На Лубянке появился свой храм Софии Премудрости, а всей тайной службе покровительствует святой Александр Невский... Есть и соответствующая молитва, в которой прихожане в погонах просят покровителя: "всех видимых и невидимых врагов низложи". В 2002 году храм Софии Премудрости был освящен Патриархом Алексием II. Министр образования Андрей Фурсенко считает возможным ввести в школах преподавание основных положений мировых религий, но речь прежде всего идет о христианстве, по большей части православии, исламе и буддизме. А что делать с религиями полуторамиллиардного Китая? Или индуизмом, который исповедуют более миллиарда человек? Какие учебники надо готовить и кто будет учить учителей? Убежден, что к этой работе, если будет принято решение, следует привлечь ученых Института востоковедения РАН и профессоров Института стран Азии и Африки при МГУ, но ни в коей мере не священнослужителей. В марте 2005 г. в Москве по инициативе Православной Церкви состоялся Всемирный русский народный Собор, призванный продемонстрировать единство власти и Церкви. В храме Христа Спасителя собрались иерархи РПЦ, мусульманские муфтии и государственные деятели. Обсуждались проблемы борьбы с терроризмом, но внимание собравшихся привлекли и другие вопросы. Например, митрополит Кирилл говорил о преподавании основ религии в школе. По его мнению, "речь должна идти не о теплохладном религиоведении, сводящем сведения о разных религиях в один учебник и развивающем у детей скептически релятивистское отношение к религии. Такое преподавание, усиленно предлагаемое некоторыми представителями власти, полностью исключает достижение воспитательных целей. Более того, в случае реализации этих планов мы скорее всего получим в школах уроки, весьма напоминающие преподавание научного атеизма в советское время". Короче говоря, Министерство образования хочет, чтобы ученик изучал религию, а духовенство хочет, чтобы ученик исповедовал ее. В этом суть. Мне представляется, что более разумную, чем Православная Церковь, позицию занимает Совет муфтиев России, принявший обращение, в котором говорится: "Преподавание знаний о религиозной культуре в государственной и муниципальной школе должно осуществляться без разделения учебников и учащихся по конфессиональному признаку". Возрождение религий неизбежно сопровождается появлением и ростом сопутствующих течений типа "ваххабизма" в исламе, разных ересей в христианстве. Им несть числа. Все эти течения живучи, агрессивны и подвижны. Они напористо ищут (и находят!) последователей в разных слоях общества. Вслед за ними, как поганки после дождя, появляются астрологи, хироманты, ясновидящие, потомственные колдуньи и гадалки всех мастей. Безусловно, общество нуждается в новой идеологии, но религия тянет страну в безвозвратно ушедшее прошлое. Поэтому, на мой взгляд, Россия стоит сейчас на распутье. Об авторе: Петр Михайлович Шаститко - доктор исторических наук.Оригинал статьи находится на сайте "Независимой Газеты" Миф о постоянном прогрессеСвященник Александр ИльяшенкоТолько с принятием христианства Русь встала вровень с ведущими государствами той эпохи Сейчас иногда можно услышать, что религия тянет страну в безвозвратно ушедшее прошлое. Действительно, в соответствии с представлениями, внедряемыми в наше сознание с экранов телевизоров и страниц газет, можно подумать, что наше общество постоянно развивается. Конечно, научно-технический прогресс - несомненный факт. Однако из этого факта делается ложный вывод о прогрессе во всех сторонах жизни общества: в будущем будет еще лучше, чем в настоящем, а в прошлом было много плохого, так что о нем не следует и вспоминать. Таким образом у народа отнимается историческая память и навязывается миф о постоянном прогрессе. Но нелепо считать, что прогресс в развитии любых процессов - несомненное благо. Ведь и паралич может быть "прогрессивным". Можно сказать, что прогресс - это достигнутые вершины. Для того чтобы не только в сфере высоких технологий, но и в области культуры, искусства и нравственности двигаться вперед, не теряя уровня, необходимо опираться на высшие достижения прошлого. Конечно, с рядом положений Петра Шаститко в его статье "Ниша, которую нужно заполнить", нельзя не согласиться. Действительно, большевики "развязали разрушительную антирелигиозную войну". Хотелось бы добавить, что вожди революции, захватившие власть над огромной страной, отделили Церковь от государства и тем самым фактически отделили себя от народа, поскольку подавляющее большинство народа было православным. Власть, называвшая себя "рабоче-крестьянской", развернула кровавый террор против всех слоев населения, включая рабочих и крестьян. Также нельзя не согласиться с тем, что в современной России складывается напряженная демографическая ситуация. Начиная с 1992 года смертность в России превышает рождаемость, наш народ вымирает со скоростью 0,6% в год, и его численность через несколько десятилетий может достигнуть так называемой "point-of-no-return" - точки, за которой нет возврата, то есть когда сокращение становится стремительным и необратимым. Такова цена, которую наш многострадальный народ вынужден платить за социальные, либеральные и тому подобные эксперименты, которые в течение уже почти столетия ставят отрекшиеся от Бога непрошеные вожди. И тем не менее мы родом не "из Октября", история нашего отечества насчитывает более чем тысячу лет. Необходимо преодолевать штампы советской исторической науки, для которой ценным было лишь то, что произошло после "победы революции". Суть этой позиции в пренебрежении всей отечественной историей. Постараемся бросить краткий взгляд на некоторые события не только недавнего прошлого. Вспомним, что в VIII-IX веках от Рождества Христова, когда государственности на территории Руси не существовало, невольничьи рынки Причерноморья были забиты славянскими невольниками. С принятием христианства Русь, получившая государственность и высокую культуру, встала вровень с ведущими государствами той эпохи, а торговля русскими рабами прекратилась. Вспомним, что именно в монастырях, которые являлись нравственными, культурными и образовательными центрами, велось летописание, сохранившее для нас память о минувшем. Великий святой Сергий Радонежский был одним из наиболее ярких церковных деятелей, которые способствовали объединению Руси. Он поставил храм во имя Пресвятой Троицы, чтобы, взирая на божественное единство Пресвятой Троицы, люди учились преодолевать страх перед ненавистной рознью мира сего. Русь, испытавшая разгром от Батыевых орд, ослабленная усобицами, умело поддерживаемыми ордынской дипломатией, благодаря молитвенному подвигу преподобного Сергия, смогла одержать нравственную победу и преодолеть рознь, ненавистную Богу и людям, а русское воинство в кровопролитной битве на Куликовом поле одержало победу над полчищами Мамая. Вспомним Смутное время и страдальца за землю русскую Патриарха Гермогена. Царь был свергнут, Кремль захвачен польско-литовскими солдатами. Патриарх находился в заточении, но его голос, призывавший русских людей умереть за веру православную, но не покоряться католической Польше, был слышен по всему зашатавшемуся царству. Когда изменники-бояре, требовавшие от Патриарха молчания, получили решительный отказ, князь Мстиславский с ножом кинулся на него. Патриарх осенил себя крестным знамением и сказал: "Крест честный против твоего окаянного ножа, а ты будь проклят от нас и в сем веке, и в будущем". Настолько величествен и неустрашим был этот одинокий старец, такой грозной силы были исполнены его слова, что князь испугался, бросил нож и на коленях просил прощения. Только благодаря вере и мужеству священномученика Патриарха Гермогена русский народ отстоял свою государственность и самобытность. Мы не должны забывать, что до революции во главе Российской империи стояли верующие люди, которые бескорыстно и самоотверженно служили своему народу и, так же как и наш великий ученый Д.И. Менделеев, считали, что "высшая или гуманнейшая цель всякой политики яснее, проще и осязательнее всего выражается в выработке условий для размножения людского". Эти условия были таковы, что темп прироста населения составлял 1,5% в год. Если бы этот темп сохранился, то в Российской империи согласно расчетам Менделеева в 1950 году проживали бы 282,7 млн. человек, а в 2000 году - 594,3 млн. Это было бы государство с колоссальным духовным, экономическим, научным, культурным потенциалом. Такого стремительного роста могущества Российской империи Запад допустить не мог. Ленин, Троцкий и их сообщники захватили власть благодаря неограниченной финансовой поддержке, с одной стороны, Германской империи, шедшей через германский генштаб, а с другой - американских банкиров. На протяжении уже почти столетия сменяющие друг друга председатели Совнаркома, Совмина, генеральные секретари, президенты сознательно или неосознанно продолжали губительную политику, начатую их предшественниками в 1917 году. Безбожная власть выработала такие условия "для размножения людского", что в СССР накануне его распада в 1993 году проживали 280 млн. человек, то есть столько же, сколько, по расчетам Менделеева, составляло бы население Российской империи в 1950 году. И если нынешний президент обращается к Церкви, то это означает, что у него достаточно государственной мудрости и личного мужества, чтобы исправить преступления и ошибки своих предшественников и современников. Нельзя согласиться с тем, что армия должна быть отделена от религии, равно как и строиться не по национальному признаку. Это большевистский подход к военному строительству. В свое время Н.И. Бухарин на вопрос "Где классовые враги и внутренние вредители?" отвечал, что их надо искать в росте "проявлений великорусского, великодержавного шовинизма". Идеолог партии призывал видеть врага в русском патриотизме, в осознании народом своего национального достоинства. Возникает естественный вопрос: кому будет служить и какой народ будет защищать армия, построенная не по национальному признаку? С падением коммунистической идеологии Русская Православная Церковь получила свободу, а народ - возможность возрождать церковную жизнь. Статистика говорит сама за себя. Например, в течение последних 15 лет ежедневно открываются три храма. Если в начале 1990-х годов в РПЦ действовали 7-8 тыс. храмов, то теперь - 26 тыс. Эти факты являются отражением свободного выбора нашего народа, стремящегося к красоте и правде христианской жизни. Христианское воспитание формирует нравственную личность, наделенную не просто умом, но умом совестливым. Такая личность будет стремиться не к тому, чтобы дешево купить и выгодно продать, а к тому, чтобы в мире царили правда и милосердие. Но они немыслимы без любви. В воспитании любви, правды и милосердия, то есть раскрытия в каждом человеке образа Божия, заключается главная цель христианского образования. Именно на этом пути можно возродить достоинство каждой человеческой личности в отдельности и всего народа в целом и привести нашу страну к величию и процветанию. Оригинал статьи находится на сайте "Независимой Газеты" Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |