СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Русские пьют водку, украинцы кушают салоЕ.В.БорисоваПредставители различных национальностей глазами нижегородских студнтовС 10 по 26 мая Центр межэтнического взаимодействия "ДИАЛОГ" проводил опрос студентов гуманитарного факультета одного из нижегородских ВУЗов с целью выяснения стереотипов о различных этнических группах. Исследовать стереотипы планировалось методом выяснения ассоциаций (связей между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое). Интервьюируемому предлагалось сказать первую пришедшую в голову ассоциацию с представителем предложенной этнической группы. Хотя одним из условий опроса являлась запись только одной ассоциации, некоторые респонденты предлагали несколько вариантов, поэтому общее число ассоциаций, как правило, превышает число опрошенных. Ответ записывался в специально разработанной анкете. В ходе исследования было опрошено 505 человек. Всего было предложено 10 национальностей: украинцы, русские, азербайджанцы, цыгане, чуваши, удмурты, евреи, чеченцы, езиды, татары. Список был составлен таким образом, что в нём фигурируют представители разных национальностей, проживающих на территории Нижегородской области или в Приволжском Федеральном Округе. Причём при составлении перечня этнических групп были учтены такие факторы, как численность в Нижегородской области (наибольшая: татары, украинцы и т.д. и наименьшая: чеченцы, удмурты и т.д.), частота упоминания в СМИ (наибольшая: цыгане, кавказские народы и т.д. и наименьшая: езиды, чуваши и т.д.), неоднозначное отношение к представителям некоторых этнических групп (азербайджанцы, цыгане, чеченцы, евреи и т.д.).
Украинцы. Общее количество ассоциаций - 111. Из них в первой тройке оказались: сало (22%), хохол (18%) и горилка (5%).
Насколько повлияли недавние революционные события на Украине на образ украинца в сознании студенческой молодёжи? Как видно из таблицы, 5% опрошенных вспомнили об этих событиях.
В целом, можно сказать, что образ украинца в сознании студентов тесно связан с особенностями украинской национальной кухни и несет в себе отрицательного заряда.
Азербайджанцы. Общее количество ассоциаций - 85. Из них в первой тройке оказались: рынок/торговля (22%), фрукты (19%) и Кавказ (10%).
Как и ожидалось, образ азербайджанца в сознании студентов тесно увязывается с рынком. Хотя на рынке торгуют самыми разными товарами, азербайджанцы в основном ассоциируются с продажей фруктов. В ходе опроса респонденты называли не только собирательное "фрукты", но и отдельные виды. Чаще всего упоминались арбузы (в 41 из 96 случаев). В связи с географическим положением Азербайджана (Закавказье), сформировалась третья по популярности ассоциация "Кавказ/кавказец/горы".
Таким образом, можно отметить, что образ азербайджанца формируется на основе сферы занятости представителей данного народа в России. Сам по себе данный образ не несёт ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Особую озабоченность вызывает тот факт, что в пятерке лидирующих ассоциаций оказались уничижительные прозвища (5%), выражающие пренебрежительное отношение к людям данной национальности.
Татары. Общее количество ассоциаций - 112. Из них в первой тройке оказались: ислам (17%), Казань/Татарстан (13%) и татаро-монгольское иго (10%).
В списке национальностей фигурировало 3 народа, исторически связанных с исламом. Это татары, азербайджанцы и чеченцы. Однако наибольшие ассоциации у студентов с исламом вызывают татары (87 ассоциаций с татарами против 7 с азербайджанцами и 5 с чеченцами). Этот факт можно объяснить тем, что традиционно в Нижегородской области приверженцами ислама и хранителями мусульманских традиций являлись татары. Помимо этого, в настоящее время Духовное управление мусульман Нижегородской области состоит из представителей татарского народа, что также способствует закреплению прочной связи между исламом и татарским этносом. В 65 случаях (13%) татары отождествляются с Татарстаном и Казанью. Несколько неожиданной является третья строка таблицы: 50 (10%) ассоциаций с татаро-монгольским игом (назывались иго, орда, монголы, нашествие, Чингизхан и т.д.). Любопытно, что далёкое историческое прошлое до сих пор формирует образ современных татар в глазах достаточно большого количества студентов.
Таким образом, студенты идентифицируют татар по религиозному признаку (исламу), территориально-географическому (Татарстан/Казань) и историческому прошлому (татаро-монгольское иго).
Русские. Общее количество ассоциаций - 135. Из них в первой тройке оказались: водка/алкоголизм (14%), я/мы (8%) и Россия (5%).
Необходимо отметить, что наибольшее количество самых разных ассоциаций вызвала национальность "русский". Самой распространённой стала ассоциация "водка/алкоголизм". Интересно, что вторым по популярности стал ответ "Я" (хотя на факультете и преобладают русские студенты, тем не менее, достаточно много представителей национальностей, перечисленных в списке. Однако вариант "я" в других этнических группах практически не встречается.) Любопытной представляется третья ассоциация "русский" - "Россия". С одной стороны, нельзя отрицать, что русская государственность стала основой для современного российского государства. С другой стороны, тесное увязывание России только с русскими способно привести к конфликтам с представителями других национальностей, которых только в Нижегородской области по последней переписи населения насчитывается около 100, и для многих из которых Нижегородчина является родной.
Таким образом, образ русского вызывает наибольшее количество разных ассоциаций, что свидетельствует об отсутствии сложившегося стереотипа об этой этнической группе. Однако среди тех образов, которые возникают при упоминании этой национальности, наибольшее число набирает вариант "водка/алкоголик".
Цыгане. Общее количество ассоциаций - 104 Из них в первой тройке оказались: табор (16%), песни/танцы (12%) и вор (10%).
Вопреки ожидаемому нами результату, образ цыган в сознании студентов оказался несколько романтизированным. (В связи с частым упоминанием в криминальной хронике СМИ именно цыган, мы предполагали, что одной из самых распространённых ассоциаций будут "наркотики". Такой вариант есть, но он лишь на 8 месте). Чаще всего (в 84 случаях) при упоминании цыган возникал образ табора. На втором месте (66) - ассоциация с песнями и плясками.
Таким образом, цыгане в представлении студентов неразрывно связаны с традиционными атрибутами кочевой жизни (табором, лошадьми, песнями, танцами и т.д.).
Чуваши. Общее количество ассоциаций - 124. Из них в первой тройке оказались: нет (35%), Чебоксары/Чувашия (14%) и бестолковый (4%).
Несмотря на то, что в Нижегородской области проживает11364 чувашей (по переписи 2002 года), у большой части студентов (в 174 случаях) нет никаких ассоциаций с данной этнической группой. На втором месте по популярности (69 сл.) вариант "Чебоксары/Чувашия", что, в общем-то, понятно. На третьем месте (19 сл.) оказалась ассоциация "бестолковый", и это достаточно трудно объяснить.
Таким образом, представления у студентов о чувашах либо нет никакого, либо проводится связь между чувашами и Республикой Чувашия, либо появляются отрицательные оценки.
Удмурты. Общее количество ассоциаций - 96. Из них в первой тройке оказались: нет (40%), коренные народы Севера (20%) и Удмуртия/Ижевск (7%).
С удмуртами повторяется ситуация, как и с чувашами. Почти в половине случаев (205) у студентов нет никаких ассоциаций с удмуртами. Зато вторая ассоциация (101) - с северными народами России. Причём студенты упоминали юрты, оленей, оленеводов, север, холод, чум и т.д. Скорее всего, это связано со скудностью информации о данной этнической группе, и это несмотря на то, что Республика Удмуртия входит в Приволжский Федеральный Округ, и периодически какие-то новости появляются в средствах массовой информации. Необходимо отметить, что отсутствие образов представителей вышеупомянутых этнических групп в представлении студентов не так фатально. Гораздо легче сформировать определённый образ "на пустом месте", чем его переделывать из плохого в хороший. И здесь в работу должны включаться представители государственных структур, разрабатывающих стратегии развития многонационального российского общества, и журналисты.
Таким образом, почти половина опрошенных студентов практически не представляет современных удмуртов, а значительна часть респондентов ошибочно ассоциирует их с северными народами России.
Чеченцы. Общее количество ассоциаций - 91. Из них в первой тройке оказались: война (30%), Чеченский конфликт (15%) и террористы (10%).
Перед опросом мы ожидали, что наибольшее число ассоциаций с чеченцами будет с террористами, так как этот образ активно насаждается в СМИ. Однако студенты, произнося слово "чеченец", в первую очередь вспоминали слово "война" (162 варианта). Примечательным является тот факт, что слово "война" не несёт в себе абсолютного осуждающего смысла. Студенты лишь фиксируют напряжённые отношения в обществе, связанные с этой этнической группой, и определяют одну из сторон конфликта. Однако статус этой стороны - победительницы или побеждённой, правой или виноватой - не определён. Вторая группа ассоциаций, объединённая в одну под названием "Чеченский конфликт", набрала 77 голосов. В данную группу вошли образы, так или иначе возникшие в ходе чеченской войны: противник, беженец, Дудаев, шахиды, боевик, сепаратист т.д. И только на третьем месте стоит ассоциация "террорист" (50 случаев).
Таким образом, в глазах студентов, чеченцы особенно связаны с современной войной, Чеченским конфликтом в целом и террором.
Евреи. Общее количество ассоциаций - 110. Из них в первой тройке оказались: религия (14%), хитрый (13%) и жадный (11%).
Из таблицы видно, что чаще всего евреи ассоциируются с религией иудаизм. На втором и третьем месте - ассоциации "хитрый" и "жадный". Также, как и в случае с азербайджанцами, в десятку самых распространённых представлений о евреях входят уничижительные прозвища, что является достаточно тревожным фактом. Несмотря на то, что в России достаточно много известных лиц, представителей еврейского народа, они практически не упоминаются (лишь в 9-ти случаях).
Таким образом, евреи в представлении студентов неразрывно связаны с иудаизмом, а также хитрые и жадные.
Езиды.
Общее количество ассоциаций - 90. Из них в первой тройке оказались: нет (68%), Кавказ (5%) и курд/Курдистан (3%).
Так как езиды практически никогда и нигде не упоминаются, то мы ожидали, что в большинстве случаев у студентов не будет никаких ассоциаций с представителями данной этнической группы. Это в итоге и получилось (342 случая). На втором месте - ассоциация с Кавказом (23 случая), на третьем - с курдами и Курдистаном (16 случаев). Таким образом, у большей части студентов нет никаких ассоциаций с данной этнической группой. Оригинал сообщения находится на сайте "Этническая мозаика нижегородской области" Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |