СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > По следам одной шуткиИлья БарабашСвященное или свобода.
В чем суть конфликта? В чем, собственно, сам конфликт, где обе стороны считают себя полностью правыми? Есть несколько карикатур о пророке Мухаммеде, есть уже погромы, есть кровь, десятки и сотни жизней, и что будет дальше, сказать трудно. А что за всем этим? Конфликт цивилизаций, двух великих культур, Востока и Запада, двух мировоззрений? А в чем он? Оставим в стороне очевидность политической подоплеки этого конфликта. В любом случае, при всей политике и скрытых играх, для этого была готова почва. Даже если те, кто за этим стоит, действительно «спустили курок», взведен он был раньше. В каком-то смысле, наверное, конфликт назрел. И задача не в том, чтобы оправдать ту или иную сторону, хочется лишь извлечь урок, понять причины. С одной стороны — так называемая «свобода слова», с другой стороны – священное для каждого мусульманина имя Пророка. Я бы говорил об этом конфликте в терминах ценностей, имея в виду то, что сталкиваются две системы ценностей. При этом я не стал бы делить их по «географическому» принципу – западные и восточные. Для того чтобы жить, человеку нужны точки опоры, ориентиры, которые позволяют нам иметь определенную долю уверенности в своих поступках, своих действиях. Эти ориентиры – наши ценности, то, что мы считаем достойным того, чтобы жить ради них. В данном случае неважен даже абсолютный масштаб этих ценностей, важно, что мы считаем их таковыми. Мы сами наделяем их правом и силой определять нашу жизнь. Это то, что является лично для нас «священным», каким бы оно ни было для всех остальных. Это ни в коей мере не отрицает существование универсальных, абсолютных духовных ценностей. Проблема лишь в том, что нам нужно дорасти до них, и наши реальные сегодняшние ориентиры являются большим или меньшим приближением к ним. А другая проблема в том, что независимо от национальности и вероисповедания мы все реагируем одинаково, когда наши ценности кто-то задевает. И православные, и мусульмане, и атеисты.
Для одних священна свобода слова, для других – законы веры. Мы можем задать вопрос – что выше? Не знаю, но если бы спросили меня, я бы сказал, что для меня вера выше, вера ценнее. Почему? Потому что человек верит в нечто самоценное, нечто превосходящее его самого, нечто трансцендентное. И это позволяет нам подниматься над обыденным, временным. Свобода слова важна и значима, но, возможно, лишь постольку, поскольку ценно само слово, а последнее ценным становится благодаря тому, что в него вкладывается. И сама свобода, наверное, в определенном смысле – это лишь шанс, и весь вопрос в том, как мы его используем, чем наполняем. Может быть, в этом и есть наша проблема, что лекарство мы ценим больше, чем здоровье. А свободу слова, больше, чем смысл самого этого слова. Наверное, нам придется многое переосмыслить, иначе следующий конфликт может быть гораздо серьезнее. Впрочем, и окончание этого еще не вполне ясно. Я спрашиваю себя самого с тревогой: а что будет дальше? Этот «карикатурный конфликт» породил многие вопросы. Мне кажется, что он послужит большим уроком для всех. И на вопросы надо будет отвечать. И одним из главных будет вопрос о ценностях, которыми мы живем. О том, что для нас свято. Помните старую песню ДДТ, по своему пророческую – про террориста Ивана Помидорова: «Ради любви к вам пошел я на муки, Вы же святыни свои растеряли!..» Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |