СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Бог един, да люди не единыЗайнулла Багишаев
Противостояние на религиозной почве нельзя назвать особенностью нашего времени. Оно существовало на протяжении тысячелетий. Но человечество вступает в новую фазу своего исторического развития. И религия в своем прежнем виде, как идеологическая основа общества, безвозвратно уходит в прошлое и занимает далеко не то место, которое она занимала когда-то. Хотя, разумеется, как в прошлом, так и в настоящем разные народы, как, впрочем, и люди одной страны, находятся на различных ступенях ментального и исторического развития, а религия оказывает на жизнь государства, как и отдельных людей, отнюдь не равную степень влияния. По нашему глубокому убеждению, сегодня совершенно неправомерно говорить о противоборстве религий или о борьбе цивилизаций и исходя из этого строить внешнюю и внутреннюю политику государств. Так же как нельзя огульно причислять все живущие по своим исторически сложившимся убеждениям и традициям народы к отсталым, а тем более к потенциально террористическим. О какой межрелигиозной борьбе может идти речь в современных условиях, когда, с одной стороны, большинство жителей планеты считают себя атеистами, а с другой значительная часть тех, которые относят себя к верующим, не знают духовных основ той религии, к которой считают себя принадлежащими. Далеко за примерами ходить не надо. Еще не успели улечься страсти вокруг "датских" карикатур на пророка Мухаммеда, всколыхнувшие "мусульманский мир" и в очередной раз противопоставившие его "миру христианскому", как пришло сообщение о том, что в Ираке шииты взорвали мечеть своих "единоверцев" суннитов. Но действительно ли за весьма острой реакцией отдельных личностей, считающих себя мусульманами, стоит вероучение, изложенное в Коране? Именно так пытаются представить мировой общественности некоторые "знатоки ислама", навязывающие мировому общественному сознанию миф о якобы особом религиозном экстремизме этой религии? А ведь человек, даже мало-мальски знакомый с Кораном, знает, что эта Книга в силу многих исторически обусловленных причин значительно терпимее, чем Новый Завет, а тем более Тора, относится даже к язычникам. Тем, что сегодня мнят себя апологетами веры и непримиримыми борцами за ее идеалы или за чистоту вероисповедания, можно было бы рекомендовать более внимательно читать Тору, Новый Завет и Коран. Но не будем столь наивны, ибо они преследуют отнюдь не духовные цели и не пекутся о мире между народами. Разумеется, среди лиц, которые оказываются вовлеченными в экстремистскую, а нередко и в террористическую деятельность, далеко не все имеют политические цели или поклоняются "золотому тельцу". В их рядах нередко оказываются недалекие и обиженные жизнью заблудшие души. Есть среди них и люди с больной психикой. Есть и так называемые религиозные фанатики. Именно последние представляют особую общественную опасность, ибо ради идеалов веры готовы не задумываясь принести в жертву собственную жизнь.
Не секрет, что именно религиозная безграмотность подавляющего большинства населения земного шара является той почвой, на которой взращиваются абсолютно бездуховные явления, включая экстремизм и терроризм, и которые не имеют ничего общего с ценностями иудаизма, христианства и ислама. Порой дело доходит до абсурда. Например, спрашивая: "Ты христианин?" нередко слышишь в ответ: "Нет, я православный". Или на вопрос человеку, выкрикивающему "Аллах Акбар!": "Чем отличается Бог, которому ты поклоняешься, от Бога иудеев?" слышишь: "Наш Бог Аллах!" Многие, к великому сожалению, не могут даже предположить, что и иудеи, и христиане, и мусульмане поклоняются Единому Богу, который, согласно Торе, Библии и Корану, вначале открылся Аврааму (Ибрагиму) и которому вслед за Авраамом поклонялись Исаак, Яков-Израиль (Якуб), Моисей (Муса), Иисус (Иса сын Марйам) и, наконец, Мухаммед (Магомет). Но кто же может просветить в вопросах веры современного человека? Мы позволим себе утверждать, что отнюдь не священнослужители. Ибо они являются носителями сугубо определенных религиозных установок и не способны в силу самой специфики своей профессиональной деятельности выступить в качестве консолидирующей миротворческой силы. В лучшем случае, показываясь на телеэкране, священнослужители будут говорить о том, что именно их вероучение отвергает насилие и террор и что именно оно является сторонником идей мира и дружбы между народами. Не поможет и курс "История мировых религий", введенный в учебные планы средних школ страны, который имеет не только весьма спорную концепцию и уязвимое во многом содержание, но, самое главное, не позволяет взглянуть на Священные Писания с точки зрения достижений современной науки и культурно-исторических ценностей. Так что же делать? Во-первых, необходимо признать, что поскольку террористическая и экстремистская деятельность деструктивных для мировой общественности сил облекается в идеологическую форму, то проблема не может быть эффективно решена без разработки программы идеологического противодействия терроризму и экстремизму. Во-вторых, следует осознать, что экстремизм и терроризм в религиозной сфере являются не только реакцией на тяжелые социально-экономические условия существования или неспособностью адаптироваться к новым реалиям жизни определенных групп населения и своеобразной формой выражения их социального протеста, но и результатом вполне закономерного общеисторического процесса развития человечества. В-третьих, надлежит признать, что наиболее уязвимыми для современного религиозного и этнического сознания, самосознания и общественно значимого поведения и актуальными не только для граждан нашей страны, но и всего мира являются взаимоотношения приверженцев иудаизма, христианства и ислама. Именно на позитивность этих взаимоотношений должны быть направлены усилия как государственных, так и общественных структур всего мирового сообщества. В-четвертых, мировому общественному сознанию необходимо предложить мировоззрение, которое, базируясь на достижениях современных научных знаний и культурных ценностей, позволяет по-новому взглянуть на сведения, содержащиеся в Священных Писаниях, составляющих единую духовную основу иудаизма, христианства и ислама. Необходимо показать не только взаимосвязь, а также историческую и этническую обусловленность сложившихся вероисповеданий, но и непреходящую значимость сведений, содержащихся в Торе, Библии и Коране, для существования и перспектив развития всего человечества. В-пятых, необходимо разработать специальную программу не только религиозного, но и духовного просвещения широких масс населения. В современных условиях, когда благодаря научно-техническим достижениям человечества создано практически единое информационное поле всей планеты и когда даже одно неосторожно брошенное в эфир слово может всколыхнуть практически всю мировую общественность, когда несравнимо возросла активность миграционных процессов, а в планетарном масштабе интенсивно формируются единые стандарты не только в технике и технологии, но и во многих других сферах, разработка новой идеологии, базирующейся на непреходящих мировоззренческих ценностях, изложенных в Священных Писаниях, является делом чрезвычайной важности не только для противодействия экстремизму и терроризму в религиозной сфере, но и для перспектив развития всего человечества. Проблемы, обозначенные в данной статье, настолько сложны и многогранны, что решить их разом и к строго заданному времени невозможно. Не только потому, что они встретят, мягко выражаясь, активное сопротивление тех отщепенцев, которые получают огромную выгоду от межрелигиозного и межэтнического противостояния, не только потому, что вызовут настойчивое противодействие некоторых не очень далеких по уму и не очень чутких по сердцу священнослужителей, не только потому, что наткнутся на инертность многих государственных структур, но и потому, что требуют участия многих людей самых разных специальностей, начиная от философов, психологов и правоведов и кончая законодателями. Причем из всех заинтересованных стран. Ни введение смертной казни для террористов, ни самые успешные операции спецслужб не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Смерть во имя веры является мученической, а значит, служит образцом для подражания. Об авторе: Зайнулла Багишаев, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, доктор педагогических наук Оригинал статьи находится на сайте Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |