СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Безбожники помогают религииГлеб БорисовАтеисты зачастую дают возможность разным конфессиям преодолеть разногласия
Заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин весьма подробно разъяснил свою точку зрения, в частности, отметив, что есть "старые безбожники", связанные с идеологией тоталитарного государственного атеизма, а также "новые безбожники" - часть интеллигенции, которая боится утверждения в обществе моральных принципов, связанных с традиционными религиями". Надо отметить, что мысль протоиерея Всеволода правильная, но не сенсационная, поскольку вряд ли он подразумевал тех безбожников, которые разворачивают борьбу с религией путем провозглашения примитивных лозунгов таких, как "Мы заявляем - Бога нет и никогда не было!", "Любая религия - зло. И от этого зла страдают люди" или "Волна религиозной пропаганды хлынула на нас со всех сторон. Даже в Интернет поналезли разного рода попы и проповедники". Подобная профанация атеистического учения, направленная на воздействие на наиболее примитивных личностей, не требующих аргументации внушаемых им взглядов, не может беспокоить тех, кто формирует политику религиозных отношений. Иное дело активные безбожники, осознающие, что объединение конфессий - не лучшее решение для их существования, а посему их правильнее всего было бы поссорить. Судя по всему, протоиерей Всеволод имел в виду именно сторонников секулярного сознания, воинствующих секуляристов и атеистов, людей для которых любая религиозная мысль противна на том основании, что они хотят заниматься делами, сводя все к экономическим задачам, устанавливая новые ценности. И, тогда сам факт существования религиозных организаций мешает им эти их проекты реализовывать. Фразеологизм "новые безбожники" в первую очередь подчеркивает тот факт, что настоящие христиане не оскорбляют мусульман, что, скорее, свойственно атеистическому мировоззрению. Он также подразумевает, что от выходок безбожников не должны страдать христиане в Нигерии или в Турции. А, поскольку в России протест мусульман против карикатур проходил более, чем миролюбиво и был направлен исключительно против действительных виновников скандала, представитель Московского Патриархата с полной уверенностью констатирует, что "наш потенциал сотрудничества и совместной жизни представителей двух великих мировых религий может быть полезен для всей Европы, в которой межрелигиозные отношения явно обостряются ". Его слова фактически подтвердил шейх Нафигулла Аширов, в качестве примеров провокационных действий безбожников назвавший и публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в Европе, и проведение в Москве "кощунственной" выставки "Осторожно, религия!". Аширов уверен, что "карикатуры нарисовали не христиане и не мусульмане, а те, кто исповедует ценности разврата, пытающиеся дестабилизировать христианско-мусульманские отношения, ослабить духовный союз религиозных конфессий, чтобы распространять свою бездуховность". В то же время небезынтересно, что в России именно "провокационные" действия европейских карикатуристов способствовали тому, что в "карикатурном скандале" симпатии россиян склоняются на сторону мусульман. По данным ВЦИОМа мнения, что публикация карикатур на Пророка Мохаммеда, Иисуса Христа и Будду недопустима, так как это оскорбляет чувства верующих, и требует уголовного или административного преследования, придерживается 46% россиян. Еще 35% респондентов считают публикацию карикатур нежелательной, хотя, по их мнению, для инициаторов публикаций достаточно морального осуждения. Допускают подобные публикации, ссылаясь на право на свободу слова, лишь 13%. Больше того, "карикатурная война", в ходе которой в ряде мусульманских стран произошли масштабные беспорядки, привлекла к себе внимание большинства россиян: четверть опрошенных (27 %) хорошо информированы об этом, половина (50 %) что-то слышали о конфликте. Из высказываний протоиерея Всеволода относительно спорными можно считать слова, что "положительный опыт России сводится к тому, что разные национальные и религиозные общины имели право жить по своим принципам, по своей вере". Кроме того, не следует забывать о существовании теории, согласно которой безбожники или атеисты провоцируют консолидацию религий, в данном случае - православно-мусульманских сил, являясь своеобразным двигателем взаимоотношений между этими конфессиями и невольно помогая преодолевать внутренние разногласия, усиливая интерес к ним, значение и роль самих этих конфессий в российском обществе. Оригинал статьи находится на сайте Страна.ru Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |