СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Интервью с Александром Александровичем ПасторомИлья БарабашИнтервью с президентом Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви РоссииАлександром Александровичем Пастором (кандидат физико-математических наук, доцент СПбГУ). Александр Александрович, что Вы скажете о веротерпимости сегодня? Как Вы оцениваете положение? Веротерпимость понятие хорошее, и в принципе я не имею против него ничего. Меня беспокоит другое. Меня беспокоит появление новых агрессивных тоталитарных сект. То есть, меня беспокоит не наше отношение к людям и к другим религиям. Петербург всегда был многоконфессиональным городом, и у нас прекрасные отношения и с православными, и с католиками, с другими конфессиями. Мы хороший контакт на рабочем уровне имеем и с баптистами, и с пятидесятниками. Меня беспокоит появление новых сект, которые сами проявляют нетерпимость. Вот эти новые агрессивные течения, которые действительно можно назвать сектами в прямом смысле слова. И которые утверждают, что они единственные спасутся, а все остальные неправы.
То есть проблема веротерпимости не в отношениях между традиционными конфессиями, а в рождении этих новых сил? Да, если хотите, это проблема последнего судного дня. Проблема Апокалипсиса, потому что в Библии сказано, что придут лжепророки. И меня беспокоит появление этих лжепророков, которые очень активны, к моему сожалению. Как Вы думаете, что привлекает людей в эти секты? Пожалуй, первая и главная причина у нас сейчас в России - это тот духовный вакуум, который возник после господства атеизма в течение семидесяти лет. Но если мы копнем глубже, то мы увидим, что подобная проблема есть и в Европе, и в Америке, хотя я ее меньше знаю. И мне кажется, что тут я скажу то, что Вам, может быть, не понравится. Я копался в своей памяти исторической и в том, чему меня учили в школе, и пришел к выводу, что причина все-таки в веке Просвещения. Просвещение, французские просветители избрали неверный путь. А конкретнее? Это интересно. Да, конкретнее. Например, правозащитное движение. Я согласен, что права человека - это вещь, которая должна защищаться и соблюдаться. Но если я говорю, как человек, имеющий отношение к Библии и Евангелистам, мы все-таки евангелическо-лютеранская церковь, то я должен спросить себя и вас: а кто в Библии первым заговорил о правах человека? Читайте книгу Моисея "Бытие", часть Первая и вы найдете сцену изгнания из Рая, где змей-искуситель сказал Еве - "когда вы познаете, что есть Добро и Зло, вы станете как Боги". Поэтому права человека - это великая задача в секуляризованном, светском государстве, но вместе с тем великое искушение в том, что касается религий. С точки зрения религии, извините, человек - раб Божий. Его слуга, его творение. Поэтому смирение перед лицом Господа здесь более уместно, чем борьба за свои права в рамках какой-то церкви. Многие считают, что в последние 15-20 лет есть всплеск интереса к религии. Как Вы думаете, так это или не так? Да, безусловно, есть всплеск интереса к религии, и он объясняется, на мой взгляд, глубинными потребностями. Душа человека ищет Бога. Ведь коммунизм в лучших своих проявлениях тоже был религией. Вспомните моральный кодекс строителя коммунизма. Это же десять заповедей. И для верующих в него людей, коммунизм был религией. Отличие его в том, что это была бедная религия, основанная не на любви, а все-таки на ненависти. Бедная в том смысле, я не хочу употреблять слово убогая, бедная, скудная, можно попытаться сказать - примитивная. Религия, которая помимо всего прочего подменяла истинные ценности ложными. Вместо любви, которую проповедует Христианство - самые великие слова из Библии, что "Бог есть Любовь". Вместо этой Любви, даже к врагам своим, коммунизм пропагандировал ненависть и насилие. Но все-таки в основе своей это было сектантское религиозное движение.
Это ясно. Но с другой стороны мы живем в современном мире, с мобильными телефонами, технологиями, наукой, которая семимильными шагами идет вперед. Нет ли такой опасности, что религия устаревает? Ну, тут, как "технарь", как доцент физического факультета Университета, я не вижу никакого противоречия. Потому что меня больше занимает другой вопрос, может это будет ответом на ваш. Меня мои знакомые часто спрашивают - "как ты можешь верить в Бога, когда ты кандидат физико-математических наук. В общем, постиг физику достаточно глубоко. Это же несерьезно!". Сейчас много говорят о проблеме либерализации. О снижении планки, чтобы привлечь людей в церковь. Например, разрешая однополые браки. Как Вы считаете, должна ли идти религия на снижение требований, чтобы людям было проще ей соответствовать?
Религия должна следовать своему пути. Мы, христиане, должны следовать Христу. Христос пришел для всех, и к мытарям, и к грешникам, и к блудницам. Но это не значит, что он опускался на их уровень. На мой взгляд, гомосексуализм представляет собой заболевание. Социальное заболевание, психическое заболевание, называйте, как хотите, но это, несомненно, заболевание. Потому что если все люди станут такими, то род человеческий прекратится. Далее, если это заболевание, то церковь должна относиться к нему как к заболеванию. И обращаться с больными как с больными, и идти к ним с христианским состраданием. Но не благословлять болезнь. Поэтому я считаю, что благословение однополых браков, или, скажем, назначение священнослужителями гомосексуалистов превращает церковь во что-то другое. Что не исключает сострадания христианского и душепопечительских бесед с больными людьми. То есть суть в том, чтобы не опускаться вниз, а поднимать? Это задача церкви. Человек должен смотреть немножко вверх в своей жизни, и не обращать свой взгляд слишком низко. Поэтому священнослужители должны идти в самые низы общества. Как шел Христос - к мытарям и блудницам, но не для того, чтобы опуститься до них, а для того, чтобы поднять их до себя. Если вернуться снова к веротерпимости. Сейчас очень много обсуждается вопрос объединения христианских церквей. Как Вы к этому относитесь? Очень положительно. Мы сейчас шутим, что немцы возглавляют все церкви мира. Бенедикт XVI - Ратцингер, Алексий II - Ридигер, ну а о лютеранах и говорить нечего. Но в каждой шутке - доля шутки. Как Вы считаете, чем предопределяется принятие той или иной веры? Это предопределено национальностью? Прежде всего, например, у меня отец лютеранин. Мой род идет с 1390 года из Аахена. Я знаю свои корни, и, конечно, это было одним из важных моментов. Но другой важный момент был в чем? Мы, лютеране - реформированная церковь. А наше общество сейчас, уже не то общество, которое было сто лет назад. Поэтому всякая церковь сейчас нуждается в реформации. Я говорю моим братьям - православным, с которыми у меня великолепные отношения - "послушайте, мы реформированная церковь, мы уже реформированная, мы можем пробовать то, чего по ряду причин пока не можете вы. Давайте посмотрим, что можно в России, чего нельзя, и буду рад, если что-то из этого опыта понадобится и вам, братья". И мы имеем прекрасные совместные вещи. Сейчас много говорят, что Россия православная страна, и что наша культура должна строиться на истинно православных ценностях. Как вы считаете, есть ли принципиальные отличие между "истинно православными ценностями" и "ценностями истинно католическими", "истинно лютеранскими", "истинно мусульманскими", и т.д.?
Вы знаете, во-первых, нет принципиальных отличий, так как Евангелие у нас одно. Во-вторых, мы страна многонациональная. Наша лютеранская церковь здесь в России уже почти 450 лет. Первая церковь в Москве была построена еще во времена Ивана Грозного. Поэтому лютеране такая же традиционная церковь. И мы немножко другие, чем большинство населения нашей многонациональной страны. Но это интересно, потому что во всяком теле, как говорится в Библии, есть различные члены. И мы хотим принести свой, лютеранский аромат, если хотите, в православную в основе своей традицию нашей страны. Потому что он нужен России. Видите, Петр I это понимал, когда приглашал иностранцев. Беседовал Илья Барабаш Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |