Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Мир сегодняЧувства добрые

Готово сердце мое

Ольга Короткова

Святая Ефросинья Полоцкая (1101–1173). Гравюра. XIX век
Святая Ефросинья Полоцкая (1101–1173). Гравюра. XIX век
Софийский собор в Полоцке. XI век, перестроен в XVIII веке
Софийский собор в Полоцке. XI век, перестроен в XVIII веке

Эта девочка поражала всех не только своей красотой: далеко разнеслась молва о необычайной разумности Предславы, ее завидном образовании и благовоспитанности. И зачастили сваты к Святославу Полоцкому, ее отцу. Но не мог предполагать князь, назвавший правнучку святого Владимира гордым полоцким именем в честь знаменитых бабушек-княжон, что ее ждет особая судьба.

Тетушка, игуменья, пришла в смятение и никак не соглашалась тайно постричь Предславу в иноческий образ: «Дитя мое, как я могу это сделать? Ты еще слишком юна и не сможешь терпеть тягот монашеской жизни. Отец твой прогневается, когда узнает». Но двенадцатилетняя княжна была непреклонна: «Все видимое в мире сем прекрасно и славно, но вскоре минует, как сон, и, как цвет, увядает. Вечное же невидимое пребывает вовеки». Так говорилось в любимых ее книгах: «Златоструе» с беседами Иоанна Златоуста, «Измарагдаме» Василия Великого и Григория Богослова. И так подсказывало ей сердце, которое она решилась навсегда отдать Богу.

Новооглашенная Ефросинья (имя одной из трех харит, греческих богинь красоты, радости, олицетворения женского начала) радостно облачилась в черные одежды и поселилась в «голубце каменном», пристроенной к Софийскому собору келье. Так осуществила она свою мечту и в то время, когда даже элементарная грамотность считалась для женщины излишней, смогла посвятить себя наукам. В уединении и тиши своей кельи она размышляла, молилась, читала религиозные и философские книги, переводила с греческого и латыни. Именно по этим переводам Древняя Русь начала знакомиться с античными мудрецами.

Берег Западной Двины
Берег Западной Двины
Полоцк. Гравюра. XVI век
С глубокой древности Полоцк был известен как крупнейший центр ремесла и торговли. Он стоял на самом оживленном водном пути — «из варяг в греки»; через полоцкие земли осуществлялись культурные связи Византии с Москвой. К середине XI века на крутом берегу Западной Двины был построен величественный Софийский собор.

Она усиленно собирала «благие мысли в сердце своем, яко пчела сот». Используя близкое родство с византийским императором Михаилом Комнином (княгиня София, ее мать, приходилась тому сестрой), Ефросинья получала книги из Константинополя и постепенно собрала богатую коллекцию, которая стала основой уникальной библиотеки при полоцком Софийском соборе.

Но не ради одних наук стала Предслава монахиней. «Так хорошо на Божьем свете, такое приволье кругом, а люди губят друг друга, несут слезы и ужас. Неужели не хватает всем места на земле, чтобы жить в дружбе?» С детства она видела много горя; видела, как каждый год во двор к отцу пригоняли избитых, измученных пленников, как разлучали жен и мужей, уводили детей от матерей. С детства мечтала она помогать людям, стереть хоть одну слезу, вызвать хоть одну улыбку радости.

Об утешении страдающих, исцелении больных повествовало Евангелие, и очень жалела она, что люди мало его читают. Ведь долго переписывать эту книгу, переписчики требуют большую плату, и мало кто может ее купить.

«Я свободна. Буду переписывать и даром раздавать. Пусть люди читают, пусть станут добрее». Ее не пугали трудности ремесла, требовавшего научной подготовки, терпения и художественных навыков. Ефросинья взялась за переписку книг, а вырученные за часть из них деньги щедро раздавала убогим и нищим.

Но и этого ей казалось мало. Она мечтала обучать простых людей грамоте, просветить и сделать их жизнь радостнее. И однажды ночью приснился ей сон: явился к ней ангел, взял ее за руку, привел к церковке Святого Спаса в деревне Сельцо близ Полоцка и сказал: «Ефросинья, здесь тебе подобает быть».

«Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое... Как Ты захочешь, так и сотворишь мне, рабе Твоей!»

Спасо-Ефросиньевский монастырь, заложенный в 1120-х годах, поражает своими архитектурными формами и чудом уцелевшими фресками XII века.
Спасо-Ефросиньевский монастырь, заложенный в 1120-х годах, поражает своими архитектурными формами и чудом уцелевшими фресками XII века.
Фрески XII века
Фрески XII века

Молодой монахине позволили создать женский монастырь. Там она стала обучать и всех желающих женщин-мирянок. «С веселым сердцем начинаю учить», — говорила она, заражая всех своим оптимизмом. Очень скоро к ней присоединились сестры Градислава и Звенислава, такие же преданные и увлеченные. Так появилась, по сути, первая на Руси женская школа. В ней юные девушки учились писать, петь, шить, постигали другие «полезные ремесла», разбирали Закон Божий.

Чем больше становилось учениц, тем сильнее радовалась им игуменья Ефросинья и «всякий день учила сестер своих: старых — терпению и воздержанию, юных — душевной чистоте… поступи кроткой, гласу смиренному, слову благочинному, ядению и питию безмолвному, послушанию мудрейшим, покорности старшим, любви нелицемерной к равным и меньшим; еще учила мало говорить, а больше разуметь».

Теперь смогла она осуществить и свою давнюю мечту — чтобы перепиской книг занимались не единицы, а десятки грамотных людей. В монастырской мастерской — скриптории была налажена специализация: одни мастерицы делали цветные инициалы и заголовки, вторые — миниатюры, третьи — переплеты. Такое разделение труда значительно увеличивало не только количество книг, но и их художественный уровень. Такой же скрипторий появится и в мужском монастыре, который будет основан позже, также усилиями игуменьи Ефросиньи.

После времени междувластия полоцких и киевских князей в 1132 году полоцкое вече изгнало киевского князя Святополка из города и призвало на престол совсем еще юного Василько Святославича, так как остальные князья были в ссылке.

Одна из сохранившихся фресок Преображенского собора — лик молодой монахини, настолько выразительный и одухотворенный, что, скорее всего, это портрет реального человека, жившего восемь веков назад. Быть может, это Ефросинья Полоцкая?
Одна из сохранившихся фресок Преображенского собора — лик молодой монахини, настолько выразительный и одухотворенный, что, скорее всего, это портрет реального человека, жившего восемь веков назад. Быть может, это Ефросинья Полоцкая?
Спасо-Преображенский собор. Гравюра. XIX век
Спасо-Преображенский собор. Гравюра. XIX век

Ефросинья, сестра юного князя, не могла отсиживаться в стенах своего монастыря в такие трудные времена. Не смущаясь необычностью поступка, она взяла на себя всю полноту светской власти в Полоцке. Не только вдохновенное просвещение, но и мудрое правление оказалось по плечу этой тридцатилетней женщине, и 30–50-е годы ХII века в истории Полоцкого княжества некоторые ученые даже называют полоцким матриархатом — столь необычным для тех времен было правление.

Ефросинья примирила многих князей, бояр и простых людей. Ее молитва о единении Руси, о победе над тьмой разделения помогла Полоцкой земле оправиться от разорительных междоусобиц, наладить мирную жизнь, восстановить торговлю, возродить ремесла.

А еще она возводила храмы. Княжна-монахиня словно притягивала к себе талантливых зодчих, живописцев, ювелиров, музыкантов. В 1159 году к ней пришел зодчий Иоанн, чтобы принять участие в возведении Спасо-Преображенского собора.

Легенда рассказывает, что для постройки храма не хватало кирпичей. «Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее», — обратилась к Богу Ефросинья. Проснувшись утром, строители увидели печь, полную обожженной, готовой к укладке плинфы.

Собор был окончен ровно за тридцать недель. Как и все, что создавала Ефросинья, он поражает своим изяществом и красотой. Наперекор испытаниям, пережив все бури и лихолетья, Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней. Внутри стены его украшены замечательными фресками, среди которых выделяются изображения Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Одна из самых красивых фресок — лик молодой монахини, настолько выразительный и одухотворенный, что, скорее всего, это портрет реального человека, жившего восемь веков назад. Быть может, это Ефросинья Полоцкая?

…Восемь веков прошло с тех пор, многое изменилось. Но по-прежнему много горя, много слез вокруг. И так не хватает сегодня сердец, готовых сделать все, чтобы стало меньше боли, а больше радости…


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
Драгон Мани
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство