СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Для меня музыка - это религия
• Вера Васильевна, как вы стали музыкантом? Это мечта всей жизни, или так сложились обстоятельства? Это не мечта, так сложились обстоятельства. Мои обстоятельства! Дело в том, что моя мать тоже закончила консерваторию. Была пианисткой, преподавала в детской музыкальной школе, и, когда мне исполнилось семь лет — не пять, не шесть, это сейчас принято рано начинать учить, — только тогда она задумалась: а не стоит ли меня учить музыке? Мама отвела меня к своей подруге Нине Соломоновне Конторович, очень хорошему педагогу, и попросила проверить, есть ли у меня слух. Та сыграла мне мелодию, но я не смогла ее спеть (у меня всю жизнь не было этой способности), и Нина Соломоновна сказала маме: «Не мучай ты ее, у нее слуха нет». И меня оставили в покое. Я была предоставлена самой себе, и у меня была, как сказал поэт, «одна, но пламенная страсть» — я читала. С утра до вечера и с вечера до утра. Хватала все взрослые книги, где только могла... Однажды мама вернулась домой раньше обычного и услышала звуки танго из кинофильма «Петер» (в то время он был очень популярен): его играла я и больше всего гордилась тем, что могу играть с левой рукой, то есть я сама подобрала гармонию, это было мое счастье. Мама вдруг поняла, что они с Ниной Соломоновной ошиблись, потому что без слуха такое сделать невозможно, схватила меня, отвела к другому педагогу, и я поступила в музыкальную школу. Я была крайне нерадива, совершенно не хотела заниматься. У нас была домработница Васена, мама поручила ей отмечать, когда я сяду за фортепиано и когда встану, то есть время моих занятий; вечером мама приходила домой, и Васена ей докладывала: «Верочка играла сегодня три часа».
А потом я попала в совершенно комическую ситуацию: мне задали играть известную Сонатину фа-мажор Бетховена. По лености своей ноты в библиотеке я вовремя не взяла и вывернулась так: я эту сонатину подобрала по слуху (ее часто играли мамины ученики, приходившие к нам домой, и я ее запомнила), ноѕ перепутала тональности — подобрала ее в соль-мажоре и была очень собой довольна. Выучила сонатину наизусть и, гордая, пришла к своей учительнице Екатерине Клавдиевне. Это был замечательнейший человек, женщина цветаевского темперамента, у нее была высокая, красивейшая душа, я ее имя берегу в памяти с любовью, что-то очень важное в ее преподавании осталось мне в подарок. Так вот, я пришла на занятие, Екатерина Клавдиевна спрашивает ноты. «Я забыла ноты дома, но знаю сонатину наизусть», — врала я. «Ну, садись, играй». Сажусь, играю. При первых же звуках моя бедная учительница понимает мой обман и одновременно думает: «И еще говорили, что у девочки нет слуха!» Но когда я закончила, мне влетело! Я сидела зареванная. Меня справедливо назвали лгунишкой, мне было сказано, что из меня никогда не выйдет настоящего музыканта, потому что музыкант — это, прежде всего, честный человек. В общем, Екатерина Клавдиевна отправила меня с двойкой домой, а сама позвонила маме. Дома, конечно, тоже был неприятный разговор, но этот эпизод решил мою дальнейшую судьбу, потому что стало ясно, что меня нужно серьезно учить. И Екатерина Клавдиевна отвела меня в Центральную музыкальную школу. И вместе с ЦМШ нас эвакуировали в Пензу, когда началась война. Не такая уж гладкая у меня биография! Моя страсть к чтению постоянно мешала мне, я сбегала с занятий музыкой, обманывала маму: ходила не в музыкальную школу, а в библиотеку. И тогда, в том возрасте, читала все подряд. Я даже сейчас помню корешки этих старых изданий «Брокгауза и Эфрона»: Шиллер, Шекспир, Гюго... Что я в них понимала? Все понимала! Я вообще не вижу разницы между детским и взрослым чтением, потому что, когда человек уже по-настоящему пристрастился к книгам, он в них понимает что-то свое. А после ЦМШ я попала в класс величайшего мастера Генриха Густавовича Нейгауза. И мои литературные пристрастия чрезвычайно совпали с его, потому что он был тоже литературно заряжен. • А сегодня что вам дороже — музыка или слово? Мне очень трудно ответить... Может быть, слово. Я к нему чрезвычайно привязана. Года два назад один журналист задал мне неожиданный, ошеломивший меня своей внезапностью вопрос: «Что вы любите больше всего в жизни?» Я думала, что же сказать. Ну, скажу: «Музыку» — это ведь банально, музыкант должен любить музыку. Я задумалась и вдруг ответила — я бы и сейчас повторила то же: «Русский язык». Потому что это язык величайшей литературы. Потому что на этом языке говорит мой народ. На этом языке я преподаю. Это моя родина — русский язык. Это то пространство, в котором я себя чувствую очень хорошо, очень дорогое для меня пространство. Я говорю не только о литературе. Я говорю и о простой человеческой речи. Может быть, это шло от отца, потому что у нас в семье относились к языку очень бережно. Папа терпеть не мог, когда кто-нибудь неточно выражал свои мысли. И я привыкла к тому, что это важно, и с годами это не ушло. • В своей книге «Два часа после концерта» вы рассказываете о Рихтере, Нейгаузе, которого вспомнили и сейчас... А теперь в трудных ситуациях, когда надо плыть против течения, их пример, их выбор помогают вам? Или сейчас другое время, и все это неактуально? Сейчас не другое время. Время всегда предлагает выбор. Один делает политическую карьеру, добивается каких-то привилегий, денег. Другой ничего не получает, но сохраняет себя как художника, как человека. Таким был Нейгауз — отсидевший в тюрьме, между прочим. Таким был Рихтер — о его жизни вышел фильм, страшный фильм, это исповедь человека, который перед смертью все-таки рассказал о своей жизни, о том, что пережил он, казавшийся всегда таким сдержанным, таким деликатным, таким спокойным. Такой была Мария Гринберг — о ней меньше знают, она тоже прожила трудную жизнь. Ее муж сидел в тюрьме, она сама была в опале, как и многие. Как не вспоминать этих людей? Помогают ли они мне? Да! Их жизненный выбор и качества их души помогают хоть немного быть на них похожей. Это не всегда просто — они задают очень высокую планку. • Какие воспоминания о них дороже всего вашему сердцу? Их столько, этих воспоминаний! Генрих Густавович Нейгауз прожил сложную жизнь. Кто он у нас? Народный артист РСФСР, до «СССР» не дотянул. Смешно сказать! Нейгауз, которого знал весь мир! Когда немцев погнали от Москвы, из их бумаг (они же все аккуратно записывали и планировали) выяснилось, что мюзик-директором Москвы они хотели назначить Генриха Нейгауза. Естественно, Нейгауз об этом ничего не знал. Он ненавидел фашизм, у человека такой культуры не могло быть ничего общего с фашизмом! Но советские власти предложили ему немедленно покинуть Москву. Он ответил: «Я не покину Москву только по одной причине: у моего сына Стасика туберкулез позвоночника, врачи запретили его трогать с места, я не могу бросить его одного в Москве под бомбежками». Его тут же арестовали. Потом он вспоминал об этом, как и обо всем, с юмором, говорил: «Отель "Лубянка"». Ему повезло: какой-то добрый человек дал ему полное собрание сочинений Пушкина. Он год общался с Пушкиным, сидя в одиночной камере, и выучил наизусть сначала все стихи, потом всю прозу. Его все-таки выслали из Москвы и отправили бы в лагеря... Но в это дело вмешался человек из окружения Сталина и вымолил Нейгауза. За него вступились и ученики, и Генриху Густавовичу разрешили остаться в Свердловске. • Вера Васильевна, сейчас много обсуждают, каким должно быть настоящее искусство, что оно должно нести, к чему побуждать. А что об этом думаете вы? Я думаю, что настоящее искусство всегда обращено к Богу. Для меня музыка — это религия. Человек становится религиозным не только благодаря воспитанию. Он может стать религиозным, если реставрирует иконы или очень много играет Баха. Я знаю такие случаи. То есть музыка сродни религии, в ней есть обращение к Богу. Даже совсем маленькие дети чувствуют это — чувствуют, понимают, передают. Плохо, когда у музыканта этого нет.
Где-то сказано (это я не придумала), что дьявол и Бог живут в каждом человеке — одна черта в нем от Бога, другая от дьявола. Поэтому не все искусство божественно. Дьявол в музыке отражен так же мощно, потому что он вторая сторона Бога. Если бы не было дьявола, мы бы не так ощущали Бога. • В Древней Греции искусство имело сильнейшее воспитательное значение, и греки знали, какая музыка воспитывала в человеке то или иное качество души. Если обратиться к богатому музыкальному наследию нашего времени — какую музыку вы бы порекомендовали слушать и исполнять для воспитания благородного, справедливого, сильного духом человека? Если говорить о «нашем времени», то Шостакович, Прокофьев и Стравинский — это три великих композитора XX столетия. Конечно, были другие очень крупные композиторы, но все-таки Шостаковича пока никто не перепрыгнул.
А о сильнейшем воспитательном значении искусства я скажу даже больше — с искусства, с культуры должно начаться возрождение России. Наш народ нуждается в этом. Его очень долго лишали этого. И нам, людям культуры: музыкантам, художникам, журналистам, — надо всеми силами приобщать людей к культуре. Это и будет воспитательная роль искусства! Если слушать каждый день Баха, это очень много! Вчера мы пересматривали «Солярис» Тарковского, в нем лейтмотивом звучит Хоральная прелюдия F-moll. Наверное, что-то очень важное она несет в этом фильме, как и гениальное полотно Брейгеля «Охотники на снегу». Тарковский мог бы сделать просто великое кино, но нет! Ему понадобился Брейгель, ему понадобился Бах... Они рядом были! И природа, какая там природа! Она тоже воспитывает, если только научиться ее понимать. Когда мы захотим сохранить всю эту красоту, нам не придет в голову бросать мусор на пол. • Что нужно, чтобы возродить духовность в России? Нужно нести эту духовность через то, что мы умеем делать: через книги, журналы, замечательные предметы искусства. Мне кажется, что, приобщая таким образом людей к духовности, мы можем спасти нашу многострадальную Россию. Меня 18 лет никуда не выпускали, и, когда я, наконец, выехала за границу, у меня брали интервью. Уже поздно вечером журналистка выключила микрофон и попросила: • Вера Васильевна, что помогает вам в жизни, каково ваше жизненное кредо? Можно сказать что-нибудь красивое, но не хочется... Что мне помогает? Смирение. Я раньше не понимала, насколько оно важно. Потому что гордыня — это величайшее зло. Гордыня в каждом из нас есть, и ее надо уметь распознать. Что такое гордыня? Когда вы считаете себя умнее других, удачливее, талантливее, лучше. Так нельзя! А смирение дает нам право любить, помогает принять свою судьбу. • И последний вопрос. Русская фортепианная школа — это легендарное прошлое, это настоящее или будущее? Я пять лет работала в Палермо, потом пять лет в Мюнхене, кроме того, я каждый год в июле веду мастер-классы на фестивале во Франции и, наконец, 15 лет работаю в Японии. Результат моей работы — Первая премия на Международном конкурсе имени Чайковского Аяко Уехары, девочки, которую я учила с 10 лет. Я не хвастаю, я хочу дать понять, что имею право говорить о русской школе. Потому что могу сравнить ее с итальянской, немецкой, американской, японской, французской школами, благодаря многолетнему труду там. И я утверждаю, что русскую школу уничтожить никому не удалось. Она существует и будет существовать. Я многие годы была председателем жюри телевизионного конкурса «Щелкунчик», где выступают детишки из всех городов России. Маленькие дети из глубинки, с Урала, из Сибири, играют очень хорошо. Там это не погибает, а расцветает! Вот почему я часто вспоминаю тот разговор с журналисткой: в российской глубинке ситуация более экстремальная, чем в Москве. Педагоги там живут трудно, и в них эта экстремальная жизнь рождает потребность преподавать. И когда к ним приходит талантливый ребенок, они всю душу вкладывают в работу с ним. В России до сих пор высокий уровень преподавания. Поэтому русская фортепианная школа — это вовсе не «легендарное», а реальное понятие. Что будет завтра? Не знаю. Встречу вела Юлия Морозова Видео. Встреча с Верой Васильевной Горностаевой. Часть 1Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6 Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |