СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Смычка между храмом и лабораториейМаксим Руссо
16 марта был объявлен очередной лауреат Темплтоновской премии, им стал британский физик-теоретик Джон Дэвид Барроу. Эта почетная награда, размер которой превышает суммы, выплачиваемые нобелевским лауреатам, в нашей стране была известна довольно плохо. Причиной тому был ее необычный статус: до 2001 года она вручалась «за прогресс в развитии религии», и лишь последнее время темплтоновка официально называется премией «за прогресс в исследованиях и открытия в духовной сфере». Премию вручает Фонд Темплтона, основанный бизнесменом и филантропом Джоном Темплтоном, американцем по рождению, жившим в Великобритании. Если Альфред Нобель, европеец-прагматик, учреждал свою великую награду для представителей чистой, внеидеологической науки и литературы, а мораль отдельно выделил в «премию мира», то Темплтон в чисто американском стиле жестко пристегнул религиозно-моральные вопросы к проблемам познания законов окружающей нас Вселенной. Его премия должна ежегодно вручаться ныне живущему человеку, который добился крупных достижений в развитии понимания человеком божественного и имеет «особые заслуги в укреплении духа перед лицом нравственного кризиса в мире».Темплтон был уверен, что наука в не меньшей степени, чем Священное писание, способна приблизить человека к богу. А поскольку налаживать смычку между научным и мистическим способами познания могут не только ученые-исследователи, среди лауреатов премии есть и сугубо религиозные деятели. Премия отличается и конфессиональной толерантностью: темплтоновка доставалась протестантам, католикам, православным, буддистам, мусульманам и иудеям. Процедура присуждения премии скопирована с нобелевских стандартов: лауреаты объявляются в США в марте, вручается же она герцогом Эдинбургским в Лондоне, в Букингемском дворце. Позднее на собрании в лондонском Гилдхолле лауреат выступает с лекцией. В 2006 году размер премии составил 795 тыс. фунтов стерлингов, что примерно равно 1,4 млн долларов. Высокоморальные гении и гениальные моралисты История темплтоновки началась с награждения религиозных деятелей: первым лауреатом стала в 1973 году знаменитая мать Тереза, а вторым -- брат Роже, протестант, основатель экуменического монастыря Тэзе во Франции, открытого для представителей различных ветвей христианства. В 1982-м премию получил знаменитый американский проповедник Билли Грэм, на следующий год -- Александр Солженицын, ставший первым лауреатом от православия. Среди ученых, отмеченных Темплтоновской премией, нужно в первую очередь назвать Чарльза Таунса, ранее разделившего с Басовым и Прохоровым нобелевку за создание лазеров. В 1966 году Таунс опубликовал статью «Сближение науки и религии», где утверждал, что противоречия между религиозным и научным мировоззрением поверхностны. Последние годы темплтоновка чаще достается ученым, в достаточной мере осознавшим важность духовного начала. Лауреатом 2001 года был ученый-биохимик и англиканский священник Артур Р. Пикок, основатель Общества ученых-священников. Эта организация ставит своей целью наведение мостов между наукой и религией и насчитывает сегодня 79 членов, представляющих семь христианских конфессий. В 2004-м премию получил южноафриканский математик, пацифист, квакер и противник апартеида Джордж Эллис. В 2003 году лауреатом стал Холмс Ролстон -- физик, философ и богослов, один из создателей экологической этики, годом раньше -- Джон Полкинхор, автор книги «Вера глазами физика». Еще один темплтоновец -- Майкл Новак, один из крупнейших современных американских философов и одновременно католический теолог, автор книги «Дух демократического капитализма», посвященной построению социально справедливого общества. Наш мир таков, что в нем должна быть жизнь Нынешнему лауреату Джону Барроу, автору многих работ по астрономии и эволюции Вселенной, премию принес его вклад в рассмотрение так называемого антропного принципа. Этот постулат утверждает, что законы физического мира и значения основных физических констант, таких как, например, гравитационная постоянная, массы элементарных частиц, таковы, что из них следует существование жизни и человека. Сходные идеи возникали у ученых давно, но в наше время серьезное внимание на антропный принцип ученые обратили после 1973 года, когда этот термин на съезде, посвященном пятисотлетию Коперника, употребил видный физик Брандон Картер.
Важна и сила притяжения между протоном и нейтроном в атоме водорода. Если бы оно было слабее, то ядра водорода быстро распадались. Если бы оно было более сильным, то реакция горения водорода не была бы столь интенсивной и звезды не были бы источниками нужного количества энергии. Два протона не могут соединиться друг с другом -- ядерным силам противодействует отталкивание одинаково заряженных частиц. Но если бы сила отталкивания была ненамного слабее, то протоны бы соединялись и это привело бы к тому, что весь кислород в самом начале существования Вселенной превратился в гелий и «звездного горючего» больше бы не осталось. Существуют и другие характеристики-константы, малейшее изменение которых сделало бы невозможным возникновение углерода и углеродной жизни. Существуют две формулировки антропного принципа. Слабая формулировка состоит в том, что условия во Вселенной разнообразны, а человек просто может наблюдать лишь те, которые обеспечивают его существование. Возможно, где-то физические константы совсем иные, но мы никогда не узнаем об этом. Есть и сильная формулировка: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Такой факт можно рассматривать как свидетельство того, что Вселенная развивается согласно рациональному проекту. От этих утверждений не так уж далеко и до идей о существовании разумного творца Вселенной. Но пока антропный принцип лишь небезынтересная мировоззренческая модель. Некоторые из аргументов в его пользу вызывают споры, а само соотношение характеристик физического мира может быть как простым совпадением, так и следствием замысла творца, запланировавшего создать на подведомственной территории жизнь и разум. Оригинал статьи находится на сайте Время>ru Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |