Отдых для души >
Родной край5 причин поехать в Кунгурскую пещеру
Все было бы не так загадочно, если бы не этот феномен — островок лесостепи в таежном крае Предуралья. А пермские ботанические реликты ковыль и орхидеи — своего рода местные «динозавры», поэтому и внесены в Красную книгу России. Под островком — ледяная пещера, родившаяся в породах, которым 250 миллионов лет!
5 причин поехать в Приэльбрусье
В Приэльбрусье можно полюбоваться множеством красивейших уголков природы, почти нетронутых цивилизацией, и прежде всего, конечно, горами — ничто не оставляет такого яркого и сильного следа в душе человека, как встреча с ними.
Аптека для души
Представьте на минутку: вы идёте по обычной улице, мимо обычных «коробок» и вдруг — дверь... а над ней, ни много ни мало, значится: «Дом счастья». Вы берётесь за дверную ручку, тянете её на себя и... А что бы вы хотели увидеть внутри?
Арабский скакун. Способный летать без крыльев
И сегодня, в эпоху скоростных машин, поездов, самолетов, не может человек без живой лошади. В медицине даже новое направление появилось — иппотерапия. Оказывается, верховая езда и просто общение с благородным животным помогает при шизофрении, аутизме и многих генетических заболеваниях. Да и вполне здоровый человек может ощутить благотворное влияние лошади. Особенно трудно оставаться равнодушным, если перед вами настоящий арабский скакун.
Байкал
Есть на Земле места, куда хочется возвращаться бесконечно. Байкал — одно из таких. Озеро, окаймленное горами и хребтами, то безмятежное, ласкающее легкими переливами волн, то бушующее, словно море...
Взгляд из-под облаков фотографа Виктора Пылявского
Виктор Пылявский — автор трех больших фотовыставок на центральной площади Самары. Что тут особенного? А то, что эти выставки — подарок. Жителям города и его гостям. Они совершенно бесплатные и адресованы всем без исключения — от богатых и успешных до «отвергнутых». Улицы и площади тем и хороши, что снимают любые ограничения: здесь все равны.
Возлюбленный Мценский уезд
«Если у вас есть атлас, — отыщите на нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути немного севернее Орла — Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь — тихая, зеленая, печальная…» Это строки из письма Ивана Сергеевича Тургенева к своему собрату по перу Эмилю Золя.
Деревенская чечётка
На юге Челябинской области, между трёх озёр, стоит церковь. Необычная церковь — из бурого, будто прокалённого крепким недолгим теплом кирпича, с узкими, словно бы готическими окнами. С узорчатой, остро нацеленной в небо колокольней. Вся какая-то тонкая и нездешняя — не заколоченная церковь, не заброшенный склад. Приключение.
Дом над озером
Заонежье. Край неба и воды. Когда смотришь на карту Карелии, то кажется, будто эти места прочесала с севера на юг чья-то богатырская пятерня и оставила в земле вмятины; потом их заполнила вода — и образовались озёра. Много озёр! Но среди них одно — как море, как небо, опрокинутое на землю: Великое Онего.
Замок на Боровицком холме
Наполеон приказал взорвать Кремль. Под Спасскую башню сделали подкоп, заложили динамит. Спасло чудо: огонь не успел дойти до середины фитиля - пошел проливной дождь.
Заповедный фотограф
Часто никому не известные, скромные и незаметные, отказавшись от комфорта больших городов, заповедные люди — как могут и умеют — оберегают хрупкую жизнь лесов и дубрав, озер и болот, пойменных лугов и молчаливых гор и всех тех, маленьких и больших, кто нашел в них приют…
Искатели сокровищ
Еще 40 лет назад нужно было рисковать жизнью, чтобы добраться до островов, разрезающих дельту Выга на множество рукавов. Причина тому — пороги. Шум Золотца, одного из самых знаменитых, был слышен за несколько километров. А рядом с ним — те самые острова с петроглифами. Сокровищами, спрятанными человеком тысячи лет назад.
Каргополь. Душа Севера
Люблю путешествовать по Русскому Северу! На его просторах чувствуешь себя не туристом или экскурсантом, а путе-шественником, готовым к особенным встречам. Потому как Русский Север не памятник культуры, — это живое, цельное пространство с тысячелетней историей. Таков и старинный русский город Каргополь, тихий, задумчивый и необыкновенно живой. Недаром его частенько называют душой Севера.
Красная книга крепостей. Зарайская реликвия
В 164 км к югу от Москвы находится старинный город Зарайск. Чего только ни повидал он на своем веку - взлеты и падения, славные сражения и годы мира, времена расцвета и угасания.
Красная книга крепостей: Ключ-город
На протяжении многих веков остров Ореховый, что находится у самого истока реки Невы из Ладожского озера, считался частью владений великого Новгородского княжества. Именно новгородцы в 1323 г. построили здесь первую деревянную крепость. Древнее сооружение назвали в честь острова - Ореховая крепость, или Орешек.
Красная книга крепостей: Любечский замок
Любеч - один из древнейших русских городов. Он упомянут летописью под 882 годом - тогда он был покорен князем Олегом Вещим. На этом месте еще в первые века нашей эры существовало славянское поселение. И в XI веке именно здесь, на холме на левом берегу Днепра, черниговский князь Владимир Мономах строит свой замок. Этот холм до сих пор называется Замковой горой.
Куршская коса
Несколько тысячелетий назад в юго-восточной части Балтийского моря ветер и волны образовали песчаную косу длиной 98 километров. Она протянулась между морем и Куршским заливом и почти полностью отделила их друг от друга. Куршская коса — ее современное название, которое она получила благодаря некогда жившим здесь племенам куршей.
Любимый уголок
«Какое место в вашем городе самое любимое? Куда бы вы повели гостей, приехавших посмотреть ваш город, в первую очередь?» — с такими вопросами мы обратились к нашим друзьям в разных городах России, и вот что услышали в ответ…
Мир глазами альпиниста
Зачем мне это надо? Я не знаю. Каждый раз, когда все заканчивается, я вздыхаю с облегчением: «Наконец-то этот кошмар остался позади». Каждый раз, когда все заканчивается, мне почему-то очень тяжело возвращаться домой, в свой город. А вернувшись, я забуду обо всем на целый год и стану совсем другим человеком. Но почему-то снова начну считать дни до очередного отпуска или просто ждать возможности хоть ненадолго вернуться туда, где мне было так тяжело. Вернуться туда, где мне было так хорошо. Вернуться туда, где я снова стану самим собой. Вернуться в мои горы.
На краю счастья
Чем более развитым с информационной точки зрения становится наше общество, тем дальше почему-то от современного горожанина оказывается российская деревня. Городские жители, которые в большинстве своём не так уж и давно из деревень уехали, привыкли представлять себе село как далёкий и глухой «край таёжный», где живут дремучие, необразованные люди, — в сознании укоренился образ, созданный телесериалами о псевдодеревенской реальности. Но если посмотришь внимательнее, забыв городской апломб, — увидишь светлую каплю росы, без которой образ нашей страны будет неполным и неверным.
Надежда российской глубинки
Есть люди, которым удивительно подходят их имена. Надежда Ворощук из села Лядины, что в Каргопольском крае, — одна из них...
О чем молчат камни
Давным-давно, в незапамятные времена… Так начинаются многие сказки. А ведь на самом деле — давным-давно, в незапамятные времена, тысячи лет тому назад, жили люди. Наша планета сохранила очень много следов древнейших культур (Шумер, Египет, Китай), но все же какое-то особое место среди всех этих «посланий из незапамятных времен» занимают «письмена» на камнях, скалах, сводах пещер.
Озеро-легенда
Близ села Владимирского в Нижегородском крае есть озеро, к которому с давних пор приходят люди. Их влечет его необыкновенная красота, а еще больше — невидимый Китеж-град, укрывшийся в его глубинах
Осень в Царском Селе
Величественные дворцы, романтические павильоны, зеркальная гладь прудов, вековые деревья... Вот уже почти триста лет парки Царского Села зовут побродить по своим аллеям и дорожкам, и на этот зов так трудно не откликнуться.
Остров на краю земли
Вернувшись из поездки на Соловки, я вдруг захотела писать путевые заметки. Может показаться странным: дневник, написанный после путешествия... Но дело в том, что это путешествие продолжается. Соловецкие острова остаются жить в душе, и, странствуя по жизни, я вновь и вновь возвращаюсь к ним в своем воображении.
Парк "Монрепо". Идеальная вселенная Людвига Николаи
Таинственные тропинки между гранитных скал, валуны, покрытые мхами и рассеченные корнями древних сосен, водная гладь залива — здесь, среди величественной северной природы, оживают легенды и восхищение смешивается с тревогой, а радость с грустью... Романтический парк «Монрепо» под Выборгом, единственный в своем роде. Трудно поверить, что это чудо — совместный дар природы и человеческого вдохновения!
Путешествие в Торжок
Я никогда не видел таких уютных городов...
Русский Север. Возвращение к истокам
Север у каждого свой. Для одних это чистые порожистые реки Карелии, для других — полноводные озера Вологды и Архангельска, для третьих — былинные земли Пскова и Новгорода. Суровый климат и безграничные просторы, светоносные дали и прозрачная чистота природы, таинственные каменные знаки и неведомые лабиринты, а главное, ощущение подлинной свободы — все это можно найти здесь. Широка, разнообразна и география Севера: каменистые берега Белого и Баренцева морей, полные чудес горы Кольского полуострова, поросшие вековыми лесами берега рек. Но все же Русский Север понятие не только и не столько географическое. Его вообще невозможно втиснуть в рамки каких-либо понятий, это — «Страна без границ», как метко определил ее Владимир Высоцкий.
Смоленск - город Феникс
В Смоленск хорошо приезжать ранним утром, когда, стоя на железнодорожном мосту, можно услышать соловья и увидеть парящий над городом Успенский собор. В этот час, когда по крутым смоленским улицам еще не начали карабкаться первые трамваи, в городе тихо той тишиной, которую слышали древние смоляне.
Там, у Невы наш первый сад...
Летнему Саду Санкт-Петербурга 300 лет
Тотьма
Можно ли открыть Америку, путешествуя по Русскому Северу? Этот вопрос кажется странным, даже нелепым, но только не для того, кому посчастливилось побывать в Тотьме.
Троице-Лыково
Верите ли вы, что коренной москвич, не выезжая из города, может по утрам просыпаться от петушиного крика, на завтрак пить теплое козье молоко, а зелень выращивать под окошком на своем огороде? Нет? А зря!
Храм Духа
Иногда мне кажется, что это самое сокровенное место на русской земле. Здесь никогда не бывает многолюдно и несказанно прекрасна природа. И кажется, в истории небольшого обветшавшего храма, затерявшегося среди смоленских лесов, как в зеркале, отразилась судьба России.
Храм Покрова на Нерли
Если и существует архитектурный символ Руси-России, то это не какой-то монументальный великодержавный собор в стольном граде, а маленькая церквушка в окрестностях Владимира. И имя у нее подходящее — храм Покрова на Нерли.
Царскосельская статуя
На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница».
Что искали землепроходцы на Востоке
Осенью 1582 года из Соли Камской вышел на восток отряд из 540 хорошо вооруженных казаков под предводительством атамана Ермака. Какую задачу перед ним поставили бояре Строгановы, снарядившие поход, неизвестно. Возможно, они хотели наказать подданных сибирского хана Кучума за разбойные набеги или принудить самого хана возобновить выплату дани московскому царю, небескорыстно отдавшему в управление Строгановым обширные земли восточного порубежья. Ясно одно — результат военной экспедиции Ермака превзошел все ожидания.
Чудо болдинской осени
Утром последнего дня августа 1830 года Пушкин покидает Москву. Через Владимир, Арзамас, Муром, Лукоянов он едет в имение отца, село Большое Болдино Нижегородской губернии. Позвякивают колокольчики под дугой, остаются позади деревни, почтовые станции, усадьбы. Впереди 500 верст и почти четыре дня пути…