СтатьиПослать ссылку другуОтдых для души > Пастушка облаков. Секреты привлекательностиВадим КарелинВ этом году Эйфелевой башне исполняется 120 лет — возраст солидный. За эти годы она перестала быть самым высоким, самым оригинальным, самым эпатирующим сооружением. Однако ее популярность постоянно растет: сегодня это самая посещаемая достопримечательность мира, на нее уже поднимались больше 250 миллионов человек. В чем же секрет привлекательности этой «Пастушки облаков», как ласково называл Эйфелеву башню поэт Гийом Аполлинер? НаследственностьК 1887 году Густав Эйфель был уже известным инженером. Именно он построил самый высокий на то время (122 м) железнодорожный виадук на юге Франции и спроектировал вращающийся купол обсерватории в Ницце весом в 100 тонн, приводившийся в движение усилием одного человека, а также создал многочисленные проекты подвижных мостов, вокзалов, машин для Панамского канала. Неудивительно, что в конкурсе проектов ко Всемирной выставке в Париже 1889 года победила его идея чудо-башни. Выставка была приурочена к 100-летнему юбилею Французской революции, и парижане хотели обязательно чем-то поразить гостей. Одним из рассматривавшихся тогда проектов, например, была гигантская гильотина. Был и вариант каменной башни. Но только Эйфель предложил построить башню из металла, вдвое превосходящую по высоте самые высокие сооружения того времени. Отказать ему было невозможно, и Эйфель получил первую премию в объявленном французским правительством конкурсе. Со свойственным ему энтузиазмом он воскликнул тогда: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!» Фигура и сложениеСейчас, как и 120 лет назад, Эйфелева башня поражает своей необычной формой и конструкцией. Всему этому есть свое объяснение. Эйфель заложил в проект исключительно целесообразность: не знавшее равных по высоте сооружение должно было противостоять главному сопернику — ветру. И с этой задачей инженер справился блестяще: самому сильному за всю историю башни шторму удалось отклонить ее верхушку всего на 14 сантиметров! И это при том, что в ясную погоду в результате нагрева солнечными лучами одной половины башни и расширения металла верхушка башни отклоняется на 18 сантиметров. Но французы не были бы французами, если бы не позаботились и об эстетике. Архитектор Стефан Совестр придал Эйфелевой башне утонченную элегантность, связав ее опоры с площадкой первого этажа пропорциональными арками, ставшими одновременно входом на выставку. Он же предложил проект округлой верхушки, обшитых камнем цоколей опор и многочисленных застекленных помещений на разных этажах. Башню возвели в рекордно короткие сроки: с января 1887 года по 31 марта 1889 года. Это тем более удивительно, что в то время не было не только кранов, способных поднимать конструкции на такую высоту, но и вообще никаких технологий строительства подобных сооружений. Все делалось в первый раз. Для ускорения работы металлические детали (а их было12 тысяч плюс 2,5 миллиона соединяющих заклепок) на земле объединяли в узлы, их к месту установки поднимали специально сконструированные гидравлические краны, которые двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. Необычным было и то, что траектория движения поднимавшихся грузов не была прямолинейной — она повторяла линию опор. На строительстве были заняты около 300 человек. Несмотря на беспрецедентную сложность работ, ведшихся непрерывно, за все время никто из рабочих не погиб — уникальное достижение для того времени. Косметика и макияжСложно представить, но изначально, в 1889 году, Эйфелева башня была красной — все-таки строилась к юбилею революции. Через три года ее перекрасили в охристо-желтый, а затем в коричневый цвет. С 1968 года используется привычный нам бронзовый цвет четырех оттенков, создающих оптическую иллюзию равномерной окраски по высоте. К слову, башню красят вручную, раз в семь лет, расход краски, состав которой держат в секрете, — около 60 тонн! В создании столь знакомого нам облика башни не меньшую роль играет свет. Первоначально башню освещали 10 тысяч газовых фонарей и два прожектора. На верхушке был установлен знаменитый маяк, дававший синий, красный и белый свет — по цветам французского флага. Сегодняшнее золотисто-желтое освещение создают 20 тысяч электрических лампочек, а к различным праздникам устраивается дополнительная иллюминация. Моде вопрекиПоявление Эйфелевой башни французы восприняли очень и очень неоднозначно. Она не просто явилась совершенно революционным сооружением — она претендовала на изменение всего архитектурного облика столицы Франции. Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Франсуа Коппе и другие «защитники нетронутой до настоящего времени красоты Парижа» выступали «от имени попранного французского духа и находящегося в опасности национального искусства, а также истории Франции против возведения в самом центре нашей столицы бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни». Говорят, Мопассан, не желая смотреть на «это чудовище», обедал в ресторане башни — единственном месте, откуда она не видна. Но время таинственным и непостижимым образом расставляет все на свои места. Сегодняшний Париж уже невозможно представить без силуэта башни, настолько сроднилась она с городом. Пророческими оказались слова Густава Эйфеля: «В этом колоссе существует некая притягательная сила и внутреннее очарование, которые не вписываются в привычные концепции искусства». Романтика в душеНо у «Пастушки облаков» есть один секрет, который невозможно понять. Наверное, и не нужно понимать, потому что он, как и вся ее история, совсем не логичен. Согласитесь, ну какая логика была в том, чтобы посреди прекрасного города построить стальную башню? Чтобы через 20 лет не снести ее, как было изначально запланировано? Чтобы полюбить ее и сделать своим символом? Нет, это не логика и не трезвый расчет, а что-то другое. Эйфелева башня должна была появиться, потому что, возможно, просто не было другого способа выразить душевный порыв целой нации романтиков. «Она сохранила свою особую магию», — говорит директор Эйфелевой башни Жак Марвийе. И он прав. Эта магия до сих пор ощущается. Ощущается, когда смотришь на залитую золотым светом башню, пронзающую ночь лучом прожектора. Когда рискуешь заблудиться в 80-метровом лабиринте из елок на первом этаже, в котором сотрудники периодически переставляют деревья, чтобы вы случайно не запомнили путь. Когда с ее высоты город вместе со всеми его проблемами вдруг становится маленьким-маленьким, а в лицо дует свежий ветер. Когда вспоминаешь истории о безумцах, поднимавшихся наверх с самодельными крыльями ради того, чтобы познать наслаждение полетом. Эйфелева башня будто нам о чем-то напоминает, вам не кажется? Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ» Подписаться на журнал «Человек без границ» Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |