СтатьиПослать ссылку другуСимволизм > Философские идеи знаков ЗодиакаСемираМы исходим из посылки, что система Зодиака может послужить созданию естественной структуры человеческого знания, позволяющей сохранить достижения культуры в памяти и душе наиболее доступным путем (поскольку она заложена в нашей природе и органически присуща психике). Насколько свободно мышление человека? Как отражается в нём космическая предопределённость? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к истории мысли. Когда-то средневековье, оперировавшее элементами алхимии и астрологии, дало толчок построению логических схем науки и классической философии. О том, что дало почву их развитию, забыли, и они оказались как бы висящими в воздухе: основанными на "самой мысли". Но что такое чистая мысль, как не опора на предшествующие достижения мысли, когда-то оттолкнувшиеся от природных определений? А потому при построении каких бы то ни было схем логично так или иначе возвращаться к природным данностям, которые ещё подспудно подразумевало средневековье и от которых отказалась лишь наука нового времени. Тенденция возврата к природным и исторически-культурным основам мысли была не чужда и самой философии. Кроме упомянутого в эпиграфе утверждения Спинозы[1], тезис психологической подоплёки философских взглядов разрабатывал Дильтей. Коллингвуду принадлежит идея, что каждый человек имеет свой основной вопрос, обусловленный его личностью и историей. А Фихте писал: "Какую кто философию выберет, зависит от того, какой кто человек: ибо философская система не мёртвая утварь, которую можно было бы откладывать или брать по желанию; она одушевлена душой человека, обладающего ею."[2] Развитие психоанализа всё более подтверждает важность связи мышления и психики: "Любая идея сильна лишь в том случае, если укоренена в структуре личности. И никакая идея не может быть сильнее своей эмоциональной матрицы."[3] Это вывод Эриха Фромма, а Карл Юнг говорит об этом так: "Есть априорный фактор во всех видах человеческой деятельности, то есть врождённая, до-сознательная и бессознательная индивидуальная структура души." Хорошая идея нужна как страховка при погружении в бессознательное: при постижении истин мира. Обратившись к философским идеям своего знака, человек может лучше понять себя и нереализованные потребности своей души, свои истинные желания. Круг идей Зодиака в целом описывает естественные стадии процесса духовного движения и переход от одной стадии к другой (что может помочь в том случае, если мысль оказывается в тупике). Астрология уникальна тем, что с древнейших времен и до наших дней это единственная пока система, которая одними и теми же категориями описывает и природу, и культуру: и внешний, и внутренний план жизни человека, и материальный, и духовный мир. Зодиакальный архетип раскрывается прежде всего через непосредственные явления природы, потом - через их мифологическое преломление в типажах богов, создавшее астрологические образы планет, наконец — через черты людей, их чувства и их мысли. Череду природных явлений ярче всего описывает смена времен года — движение солнца по эклиптике. Аналогично, наиболее существенную для нас "эмоциональную матрицу" идеи задают даже не индивидуальные особенности философа, а солнечная характеристика — знак Зодиака. Солнечная характеристика лучше всего характеризует творчество человека, в котором он приподымается над своими индивидуальными особенностями до типа. Неслучайно все великие личности наиболее полно раскрывали свой талант именно в сфере своего знака. Талант мыслить не является исключением. Смена знаков Зодиака представляет собой последовательный природный процесс: и так же последовательно сменяют друг друга картины мышления людей разных зодиакальных типов. Каждый период жизни отталкивается от предыдущей фазы и стремится к последующей. Взгляды знаков Зодиака связаны между собой той же логической цепью постепенного перехода от идеи к идее, где одна вырастает из другой. Логику самой системы Зодиака усвоить нетрудно. Знаки отсчитываются от точек весеннего и осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. В каждом сезоне три знака: кардинальный или основной (знак начала сезона или знак воли), устойчивый (середина сезона или знак чувства) и переменный (конец сезона или знак разума). Воля начинает, чувство продолжает, разум изменяет. Кроме того, знаки делятся на стихии: огня (энергичные), земли (материальные), воздуха (интеллектуальные) и воды (эмоциональные), что соответствует темпераментам холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика (понятия о темпераментах были введены Кантом – на основе традиционных средневековых образов тех же стихий). Ниже в таблице представлена такая символическая картина последовательности идей, которую рисует перед нами логика Зодиака: на базе опорных понятий астрологической системы, которые также приведены в традиционной терминологии. Следует добавить: хоть мы и уложили идеи Зодиака в одну линию,— но логических линий, связующих между собой знаки Зодиака, много. Знаки Зодиака — фрагменты самой жизни, которая выходит за рамки какой-либо одной причинно-следственной цепи. Круг Зодиака сам по себе не укладывается в линейную логику. Однако поскольку пространственная жизнь отражается в интеллекте философов, из этих отражений мы выбрали понятия, актуальные для сложившейся сегодня системы философской мысли, и самые простые с точки зрения современного обыденного мышления. Таблица (2)
Продолжение здесь... Оригинал статьи находится на сайте Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |