СтатьиПослать ссылку другуСимволизм > Ваджра. Жезл, разрушающий преградыДмитрий Зубов
Когда основателю буддизма Будде Шакьямуни пришло время покинуть этот мир и погрузиться в нирвану, он отправился в местечко Кушинара в Индии, встал на камень и обратился лицом к югу. На камне остались отпечатки его стоп как напоминание людям о пребывании на земле великого учителя. Внутри отпечатков людям открылись благотворные знаки, среди них — изображение алмазного жезла ваджры, важнейшего символа буддизма. Истоки символизма ваджры нужно искать в Древней Индии. Согласно мифам, божественный мастер-кузнец Тваштар выковал ее для громовержца Индры. Это грозное оружие, «громовое копье» (или секира), схожее с молниями Зевса, имело форму диска со ста углами и тысячью зубцами. Именно оно помогло Индре одержать победу в решающем космическом сражении — схватке с Вритрой («Преграда»), демоном, препятствующим пробуждению жизни и движению небесных вод. Как гласит буддийская легенда, Будда Шакьямуни, приняв из рук Индры божественное оружие, согнул открытые, гневно торчавшие зубцы и превратил ваджру в мирный скипетр, символизирующий кроткий, добросердечный характер новой религии. Впрочем, статуса «оружия богов» ваджра не утратила, но стоит помнить, что единственный враг, с которым буддисту дозволено вести бескомпромиссную битву, — это неведение. Для нас оно тоже своего рода преграда, мешающая проявлению лучших качеств души.
Шарообразный центр наиболее известной, традиционной формы ваджры — символ изначального состояния, зародыша Вселенной, точки начала пути. Ее рукоять представляет мировую ось, протянувшуюся между небом и землей, а два конца, каждый из которых подобен другому, отражают кажущуюся полярность мира. Два лотоса, вырастающие из центра, оканчиваются четырьмя лепестками-спицами. Вместе с центральной осью они составляют пять элементов с богатой символикой. В одном из ключей это пять проявлений чистой мудрости, потенциально присущих каждому человеку, и в то же время пять «ядов», или привязанностей, омрачающих наше существование. Выбор между стремлением к зеркально чистой, спокойной, совершенной, всепроникающей, истинной мудрости и привязанностью ко лжи, ненависти, вожделению, гордыни, зависти — остается за нами. В тибетском буддизме ваджра приобрела особый смысл. Это слово образует название одной из ветвей буддизма — Ваджраяны, или «Алмазной колесницы». Тибетский эквивалент ваджры — дорже имеет то же значение и переводится как «Владыка камней», то есть алмаз. Подобно алмазу, пробужденное сознание имеет чистую, лучезарную, совершенную природу, а сам процесс мгновенного пробуждения, просветления подобен удару грома, вспышке молнии или искре, вспыхивающей в ограненном алмазе — бриллианте.
В этом значении ваджра близка знаменитому символу из европейской традиции — святому Граалю. В рыцарских легендах Грааль часто предстает не в образе чаши, а в виде благородного камня, упавшего с небес на землю. Поиск Грааля в средневековых сказаниях — это в первую очередь внутренний поиск истины, мудрости и смысла жизни, а это не что иное, как переход от обыденного к высшему состоянию сознания, говоря языком буддизма. Подобные изменения во внутреннем мире человека лучше всего иллюстрирует взаимосвязь графита и алмаза. Являясь по сути тем же элементом — углеродом, алмаз в процессе внутренней перестройки обретает иные, «королевские» достоинства: твердость и чистоту. Сродни буддийской ваджре и философский камень алхимиков, участвующий в процессе трансформации души человека. «Тот, кто нашел философский камень, сияющую драгоценность, Просветленный Ум в своем собственном сердце, — пишет знаток буддизма лама Анагарика Говинда, — преобразует свое смертное сознание в бессмертное, постигает бесконечное в конечном и обращает Сансару в Нирвану — таково учение Алмазной колесницы». Алмазная природа ваджры символизирует также прочность, неуничтожимость и всепобеждающую силу учения Будды. Поэтому ваджра — непременный атрибут буддийских манускриптов, призванных разбить оковы невежества и освободить путь к познанию. Во время ритуалов ваджра всегда используется вместе с буддийским колокольчиком, ручка которого сделана из половинки традиционной ваджры. При этом верующий держит колокольчик в левой руке, а ваджру в правой. Вместе колокольчик и ваджра символизируют соответственно женское и мужское начала, мудрость и пути ее достижения, пустоту как обитель просветленного сознания и сострадание ко всему живому как лучший способ достижения такого состояния. Обсудить статью в сообществе Читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |