Символизм >
Язык символов50 горячих фактов о Гарри Поттере
Вы можете отличить Драко от Дамблдора, но это не значит, что вы эксперт по Гарри Поттеру, умнице мальчику-волшебнику, вышедшему из-под пера Джоан Роулинг. До премьеры нового фильма "Гарри Поттер и Кубок Огня" осталось всего 4 дня, и мы представляем 50 захватывающих и малоизвестных фактов о волшебном мире.
В начале было слово
Во всех древних культурах слово имело особый сакральный смысл. Предметы и явления физического мира рассматривались людьми как воплощенное в материю слово. Древнеиндийские мифы повествуют о том, как Праджапати (первоотец) сказал «bhuh», и это слово стало землей. Евангелие от Иоанна христиан начинается следующим образом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
Ваджра. Жезл, разрушающий преграды
Когда основателю буддизма Будде Шакьямуни пришло время покинуть этот мир и погрузиться в нирвану, он отправился в местечко Кушинара в Индии, встал на камень и обратился лицом к югу. На камне остались отпечатки его стоп как напоминание людям о пребывании на земле великого учителя. Внутри отпечатков людям открылись благотворные знаки, среди них — изображение алмазного жезла ваджры, важнейшего символа буддизма
Врата Небесного Спокойствия
Перемены то и дело входят в нашу жизнь, нарушая ее привычный порядок, и мы не всегда им рады. Но нет ничего постояннее непостоянства, говорили древние китайцы, ведь жизнь есть вечное движение, постоянные изменения. Причем происходят они не случайно, а по определенному закону.
Гадать или не гадать?
Тихий рождественский вечер, падает мягкий снег. В доме горят свечи, даря волшебное состояние праздника. В такие минуты заботы отступают, а душу наполняют самые красивые и приятные воспоминания и мечты… И конечно, хочется чуточку приоткрыть завесу будущего. Для этого есть много способов, обычно называемых одним словом: гадание. Тут и воск, и кофейная гуща, и астрологические предсказания, и много-много чего ещё. Только вот стоит ли всему этому доверять? Гадать или не гадать?
Двуглавый орел
Герб современной России, двуглавый орел, отличается от своего предшественника, имперского двуглавого орла, разве что цветом: имперский был черным, современный — золотой.
Драконы
Пожалуй, нет ни одного уголка на Земле, где бы ни знали легенд и мифов о драконах. Эти загадочные существа занимали умы людей с древнейших времен, постепенно изменяясь и обретая все новые черты и формы, на первый взгляд противоречащие друг другу: подобно Шиве, дракон воплощает то силу жизни, то силу разрушения.
Живые орнаменты Кельтов
В них много поэтического, в них много, на первый взгляд, детского и наивного, но если приглядеться — как все тонко и изящно, рассчитано до мельчайших деталей, как точны образы, и как мудро выстраиваются эти образы в определенную систему.
Закон, Правда, Истина
Закон — это и точка отсчета, стержень, ось, вокруг которой вращается жизнь, и граница, преступив которую человек оказывался в «чужом» пространстве, в иной, враждебной сфере.
Зеркало
Одно из самых очевидных значений этого древнего символа — зеркало как отражение реальности. Реальности, которую человеку не всегда легко принять. Оно позволяет увидеть себя настоящего, открыть тайные мысли и желания или загнанные внутрь мечты и надежды — ибо «зеркало не лжет», и в древности оно часто было атрибутом богини Истины. Но зеркало может все исказить и запутать: существует представление о жизни как о зеркальном лабиринте, в нем человек должен отыскать правильную дорогу, иначе он может столкнуться с пустотой отражения.
Код Микеланджело на фресках Сикстинской капеллы
На иллюстрации из книги "Тайное искусство Микеланджело" изображена "Кумская Сивилла" - панель из Сикстинской капеллы. В одной из ее деталей авторы видят скрытую ссылку на человеческое сердце. Некоторые историки искусства подвергают сомнению эту интерпретацию.
Кольцо
С древнейших времен и до наших дней кольцо остается символом верности обетам, которые человек давал другому человеку, а сломанное говорит о нарушенных обещаниях. Неслучайно первыми печатями, которыми скрепляли договоры, были перстни — они придавали договорам неразрушимую силу не только перед лицом людей, но и богов.
Лампадка
Каменные, железные, но чаще глиняные лампадки сопровождают нас тысячи лет. Такие же разные, как мы, с едва заметной асимметрией форм, с чуть видимым нарушением равновесия, создающими ощущение внутреннего движения, они напоминают живых существ. Лампадки удивляются, вглядываются в тебя, хмурятся, улыбаются, чего-то ждут. Маленький глиняный сосуд, сделанный руками и похожий на ладонь-чашу, — он служит нуждам человека и в то же время хранит великое таинство жизни, помогает открыть человеку — Человека.
Лебеди. Певцы Аполлона
С давних времен среди северных народов, особенно исландцев и норвежцев, живет такое поверье. Если в морозную звездную ночь выйти на морской берег и там долго вслушиваться в тишину, то можно расслышать приятный звон множества серебряных колокольчиков. Или высокий голос скрипки. Это поют лебеди: поет всегда один, потом другой, как если бы они отвечали друг другу…
Мельница
Время мельниц давно миновало, но все же этот образ живет с нами с детства. Древний символ по-прежнему хранит в себе тайны неба и земли...
Меч
Нет мальчишки, который в детстве не играл бы с мечом, не представлял бы себя рыцарем, отважным героем, защищающим Прекрасную Даму, не боролся бы с драконом, не побеждал бы в битвах. Мальчишки вырастают, превращаются во взрослых мужчин, которые гораздо чаще думают о том, как заработать больше денег, чем о драконах и рыцарях. Но все равно где-то в глубине души живут мечты о подвигах и победах, а при виде средневекового меча сжимается сердце. Почему?.. Что-то есть в этом предмете, что делает его больше чем просто оружием...
Молоко
Молоко — горячее, вкусное, ароматное, знакомое всем нам с детства — во многих культурах является символом изобилия. Откройте, например, индийские Веды или Ветхий завет: в Земле обетованной, как сказано в нем, «течет молоко и мед» — так она богата.
Новогодняя елка
Не правда ли, когда в доме появляется ёлка и запах хвои наполняет комнату, всё вокруг меняется: в душе вновь рождается детское ощущение тайны и ожидания чего-то необыкновенного и чудесного.
О время, время!
Исследователи отмечают, что в греческой, латинской и германской культурах понятие «время» тесно связано с понятием «ограниченное, обнесенное оградой пространство». Причем некоторые предметы — например, забор, колонна, дерево, стоящее в центре, и т. п. — одновременно символизируют и пространство, и время событий, протекающих в этом пространстве, собственно — «круг событий».
Огонь в печи
Печь — это душа дома, святыня и алтарь любви. Пока в ней теплится огонь, пока исходит от нее живительное тепло, есть семья, продолжается жизнь. Зажигая огонь в печи, человек каждый раз совершал великое таинство — заключал символический брак между божественным огнем, завещанным предками, и матерью-печью. Эта великая любовь согревала душу и тело, лечила лучше любых лекарств и защищала надежнее любых замков, помогала человеку с рождения до смерти.
Пояс
Сегодня пояс в любом костюме — украшение. Но в прежние времена он являлся одной из ключевых деталей костюма. И кроме чисто практической задачи — удерживать одежду — имел еще и символическую функцию. Пояс как бы отделял верхнюю часть тела от нижней и, видимо, высшее от низшего в человеке.
Роса
На заре и на закате цветы, деревья, травы покрываются мелкими, кристально чистыми, переливающимися капельками росы. В росе испокон веков люди видели благословение, которое Небо дает земле.
Руны. Шепот тайны
Руны — это древний алфавит германских и скандинавских народов, использовавшийся с I по XII века. В переводе со старонорвежского слово run означает «тайна, сообщенная шепотом». Каждая руна пиктографически изображала одну из основных сил природы, и считалось, что их энергетические токи позволяли предсказывать будущее.
Сад и камень
Идеальный образ Вселенной, место, где тихий голос природы слышен яснее всего, где горсть воды или небольшое дерево могут вызвать в памяти громады гор и половодье рек, где каждый элемент раскрывает свою душу, а все вместе они раскрывают Небесное, где, наконец, человек, останавливаясь в удивлении перед красотой, находит красоту в своем сердце, — таков японский сад.
Сампо
Далеко на севере, там, где смыкаются земля и небо, лежит холодная «страна дна» — Похьела, иной мир. Для ее владычицы, старухи-колдуньи Лоухи, кузнец Ильмаринен из Калевалы, «родины героев», выковал волшебную мельницу Сампо. Выковал за то, что Лоухи отдала ему в жены свою дочь и отпустила домой его друга, мудрого Вяйнемейнена. Так рассказывают руны (народные песни) карело-финского эпоса «Калевала». Борьба за Сампо — один из его центральных сюжетов.
Свет во тьме. Символика свечи
Странствия и паломничества, входы в лабиринты и храмы, обряды, праздники и гадания были немыслимы без свечи. Свеча — вечный спутник человека на дороге жизни. Она свет во тьме.
Символизм Храма
Отношение человека к трансцендентной реальности во все времена выражалось в его желании возвыситься, подняться в ту область, которая превосходит обычное физическое существование, и — с другой стороны — в его способности воздвигать храмы, склонять голову и преклонять колено перед величием того, что открывалось его внутреннему взору.
Символика Врат
С древнейших времен начало любого нового этапа символизировалось открытием или прохождением врат, переходом через порог.
Символика моста
Некогда Небо и Земля были едины. Но однажды, говорят легенды, между ними, навсегда их разделив, легли пропасти и воды. И все же остался путь, связывающий мир земной и мир небесный, символами которых стали два берега. Путь этот узкий и опасный, но единственно возможный — по мосту. Подобно мировому дереву, лестнице, космической оси, мост соединяет разные состояния бытия. Берег, от которого мост начинается, — это наш мир, другой берег — мир изначальный, мир истинной реальности, область бессмертия.
Символика Рыбы
Есть символы, которые сопровождают нас всю жизнь и таинственным образом влияют на нее, хотя мы не всегда ощущаем это. Рыбы - один из таких символов.
Символы — язык вечности
Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость увидеть мир целостно, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно — человек прибегал к удивительному языку символов.
СНЫ О БУДУЩЕМ. О пользе русской утопии
Вы верите в мечты? А в сны? А можно ли верить в утопию, ведь ou topos — это «место, которого нет»? «Не стоит тратить времени на фантазии и небылицы», — отмахнётся прагматик. Он прав, но вдруг важнее второе определение утопии eu topos — «страна совершенства, благословенное место»? Тогда утопия поможет отыскать пути к Золотому городу, Островам блаженства — вечной мечте человечества. А завораживающая страна Нигдейя обернётся реальностью.
Солнце над горизонтом
Таинства природы и красота жизни отзываются в человеческом сердце, и только оно одно может за видимыми образами различить то, чего не видят физические глаза, — Послание, открывающееся глазам сердца. Одно из них мы можем видеть каждый день, когда глядим на небо в ясную погоду. Его пытались разгадать на протяжении многих тысячелетий, — послание нашего светила.
Судьба, судьбою, о судьбе
Первоначально в древнерусском языке слово судьба употреблялось в значении «судилище, правосудие, приговор». А значит, судьба — это то, что «суждено».
Тайна и сила колоса
В самый важный момент Элевсинских мистерий тому, кто посвящался в них, торжественно показывали колос пшеницы. Другой колос человек обязательно приносил с собой. Какое же сокровенное знание открывал ему в ночь приобщения к таинствам Деметры и Персефоны колос, «срезанный в тишине»?
Цвет глазами Души. Символический язык древнеегипетской росписи
B древнеегипетском языке для слов «цвет» и «сущность, характер» был один иероглиф — iwen. Цвет понимался как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика. Такое восприятие цвета мы встречаем во всех областях жизни египтян. Нередко в текстах упоминается цвет как выражение сути явления, предмета. Например, «делать зеленое» буквально означает «творить добро»; «сделать красным», напротив, означает разрушение.
Чудо Грааля
Среди многочисленных изображений Грааля есть одно необычное — картина «Чудо Грааля». Ее по заказу Людвига Баварского создал Вильгельм Хаусчайлд для центрального Зала певцов в сказочном замке Нойшванштайн. Необычна и редка она тем, что на ней изображено не только видение Грааля Лоэнгрину, но и голубь, опускающий загадочное Нечто в Чашу, являя тем самым чудо Грааля.
Этой магией интересовались Гитлер и Сталин
Недавно в Швеции при загадочных обстоятельствах скоропостижно умер от рака молодой врач. За несколько месяцев до этого он нашел клад, где на одной из монет была выпилена древняя руна. О том, что руна со значением «нужда» помещена в клад специально как проклятие взломщику, счастливого кладоискателя не раз предупреждали друзья, изучающие секреты древней магии. Он в это не поверил.
Язык символов - язык вечности
Днем и ночью, когда мы беседуем, выражаемся жестами, видим сны, каждый из нас сознательно или бессознательно пользуется символами. Они придают форму нашим стремлениям и желаниям, подталкивают нас к действиям и новым начинаниям, моделируют наше поведение, лежат в основе наших успехов и неудач...