СтатьиПослать ссылку другуСимволизм > Будущее глазами кельтов, или возвращение ОссианаАнна Кривошеина
Согласно древней ирландской легенде, на земле некогда существовали братства фениев — «священные отряды», которые охраняли земли Ирландии от сил тьмы и разрушения. Велика была сила этих отрядов, ибо каждый из воинов был образцом чести, силы, мужества и храбрости. И одними из самых доблестных были Финн, вождь фениев, и его сын, великий воин и поэт Оссиан (Осийн, Ойсин). Случилось так, что Оссиана полюбила за силу и красоту прекрасная сида Ниам, и он ушел за ней в страну Вечной Юности, Землю Обетованную, и потому не видел, как закончились дни фениев, как уходили его братья и любимые друзья. Оссиан попрощался, и белый конь — вестник мира Иного — перенес его через моря и века. А там, посмотрев вокруг, он не нашел и следов Финна. Священные рощи, дарившие счастье, таинство, вдохновение, давно вырублены, от крепостей, бывших твердынь Ирландии, не осталось ничего. Да и люди, поодиночке, опасливо подходившие со всех сторон к Оссиану, стали маленькими — по сравнению с ними великий воин был гигантом. «Повернулся он лицом к Алмуин — а там ничего не осталось от великой крепости Финна... ничего, кроме крапивы. Страданием исказилось лицо Осийна, и он вскричал: Горе мне... Недобрым было мое возвращение! Силы покинули меня, потому что нет больше воинства Финна. Горе мне! Пережил я Финна, и нет мне радости в играх и музыке. Почему не умер я вместе с фениями?» А когда он увидел древний камень, в который вместе они опускали руки, и он был полон воды, — забыл обо всем на свете, спрыгнул с коня — и в мгновенье ока постарел на все те годы, что прожил в стране Юных, и конь убежал от него. Люди отнесли его в дом святого Патрика, здесь остался он жить, но безрадостными были его дни, оплакивал он фениев... «Святой Патрик задавал ему всякого рода вопросы о прежних временах фениев Эрина. Осийн рассказывал ему о своем отце, о себе самом, о своем сыне Оскаре, Конане Маоле и обо всех героях фианы» (Curtin J. Myths and Folk-Lore of Ireland). Из рассказов Осийна Патрику и сложилась та традиция, которую называют циклом Оссиана или циклом Финна.
..Я отложила книгу и задумалась. Интересно, а если бы Оссиан пришел в наше время? Да и когда он приходил — «то ли сотни лет прошли, то ли тысячи»... Что такого увидел он в новом времени, от чего его сердце наполнилось горечью и болью, и что такого было у него, по чему так тосковало сердце и от чего не соглашалось отказаться? А еще я немного позавидовала — этой силе и любви, и тоске по чему-то важному в жизни, что у них было. Будущее глазами кельтов... Не очень-то радостным предсказывали они его. Есть древняя сага «Разговор двух мудрецов», где великий поэт, филид предсказывает так: ...Страшное время наступит: Много будет вождей, доблести мало, добрый суд позабудут живые. Суемудрием и ложью обернется всякое ремесло, и пожелает каждый превзойти своего учителя, пожелает младший сидеть тогда, когда стоит старший... не постыдится земледелец есть, затворив свой дом перед искусным человеком, что продает свою честь и дух за платье и пищу... зависть овладеет всяким, так что продаст он свою честь и душу за крупицу... Стало как-то не по себе. То ли тогда это было, то ли сейчас. Воистину, для мифов времени не существует. А что же дальше? Разве теперь уже можно это изменить? Вряд ли. Потом подумалось: но ведь великие мудрецы, друиды, знали к чему придет человечество. Однако от их мифов, музыки, культуры не веет ощущением безысходности, конца, безнадежности — а значит, они знали что-то такое, чего не знаем мы, что давало смысл всему и надежду. Не зря так притягивает к себе эта культура, несмотря на тысячелетия, разделяющие нас. И я подумала, что, может быть, стоит поискать какие-нибудь подсказки в мифах, легендах, священных символах этого загадочного, в чем-то волшебного народа. В легендах говорится, что Оссиан вернулся, пережив в стране Юных свои времена, чтобы рассказать потомкам древние саги, а мудрые барды сохранили их для нас... ***
Братство фениев, священные отряды. Они охраняли границы Ирландии от врагов. Фении были из тех, для кого границы Иного мира были открыты, и берегли они остров от любой тьмы. В их жизни чередовались дни великих битв против объединенных полчищ и моменты отдыха в лесах и священных рощах. Еще они были охотниками, но даже охота у них была особая, потому что часто в облике вепря, или птицы, или оленя скрывались колдуны и враждебные силы. Фении Ирландии помогали сидам в их битвах, «и дружили с детьми богини Дану не меньше, чем дружили с людьми, жившими на земле». Их отряды стерегли не только физические границы Ирландии, а границы двух миров — мира земного и мира Иного — для людей, и потому, наверное, их называли священными отрядами.
От праздника Бельтайна до Самайна жили они в лесах и на глухих болотах, и места их огромных лагерных кострищ долгие века сохраняли название «очаги фианов». Легенда рассказывает, что когда-то два сына великого короля Ирландии поделили между собой наследство, и один взял все сокровища, богатства, крепости и скот, а другому были дороже утесы и холмы, устья рек и обрывы, моря и священные рощи. Он стал фением. Эта любовь роднила фениев с сидами, которые тоже жили на окраинах обжитой, обустроенной земли, в холмах и под озерами. А с Самайна по Бельтайн квартировали они в домах у ирландцев, которые их очень почитали. Но опасности их подстерегали немалые, нечасто им приходилось отдыхать. Стать членом этих отрядов было нелегко. Много различных испытаний проходили они. Ни одного не принимали в воинство фениев, кто хоть раз задел головой ветку над головой, когда бежал через лес, у кого под ногой хоть раз хрустнул сухой сук. Не принимали и того, кто одними лишь ногтями, не сбавляя скорости бега, не мог извлечь колючку из своей ноги. Ни одного не принимали в воинство фениев, пока не сложит он 12 стихов. Но главным было то, что, вступая в это воинство, фении давали клятву, которую выполняли всю жизнь. «Ни один не мог быть принят в воинство фениев до тех пор, пока все его родичи не поручатся, что никто из них не станет мстить за него, если он будет убит. Но если кто-нибудь из фениев нанес кому-либо ущерб, в ответе за это было все воинство. Они не смели силой уводить скот, не смели никому отказать ни в корове, ни в сокровищах. Ни один из фениев не должен был обращаться в бегство, если число его противников не превышало девяти». Они клялись не оскорблять женщин и жениться только по любви, а не ради приданого. В легендах сохранились слова Финна, обращенные к молодому фению, который вступил в ряды братства, «но не торопился выказывать свою силу и храбрость, к тому же бил слуг и собак».
Много раз силы хаоса пытались разрушить этот мир, но каждый раз на их пути, на тропах, ведущих к людям, стояли священные отряды. На место павшего тут же вставал другой, и сыновья бились рядом с отцами. Так продолжалось день за днем, неделя за неделей, и много было потерь. Из всех битв, в которых бились фении, охраняя Ирландию от чужеземцев, самой великой была битва на Белом берегу, в Мунстере. Собрались под предводительством Короля всех земель десятки вождей со своими воинами, земные и сверхъестественные — собакоголовые, кошачеголовые. До конца бились воины, не сделали ни шагу назад, пока не полегли до последнего. Так и лежали они, нога к ноге, лицо к лицу. Ни видно было ни травинки, ни песчинки вокруг. А король Доллар Дурба все похвалялся и вызывал на бой сто фениев. Тогда сын короля Улада одним прыжком оказался против Долара Дурбы, и при виде него рассмеялись чужеземцы на кораблях, решив, что у фениев не осталось больше мужей и пришел им конец, если пускают мальчишку против героя. Только рассвирепел от насмешек сын короля и храбро пошел на воина. Долго они бились, а когда от мечей остались одни обломки, стали биться на кулаках, пока не покрыла их волна. Великая печаль сошла на оба воинства. Когда утром море отступило, обоих героев нашли не разжавшими смертельного объятья, разве лишь Доллар Дурба лежал внизу, а сын короля наверху. Так все узнали, что он одолел чужеземца. Затрепетали леса, оплакивая героев, и ветер заплакал, прославляя невиданные подвиги, и псы, и вороны, и волки лесные закричали, воодушевляя воинов. Победой фениев закончилась великая битва на Белом берегу, которая продолжалась тысячу и один день. С тех пор стали они еще пуще беречь Ирландию от фоморов и прочих врагов, желавших завладеть ею. Шли годы, а может быть, века. Мир, который они хранили, изменился, люди стали забывать о священных границах. Битвы продолжались, тьма меняла обличья и все росла, и все больше были в боях потери фениев. Но мало кто теперь вступал в их братство, и с каждым днем все меньше становились их отряды. Горько оплакивали они погибших товарищей, но еще горше было фениям от того, что предвидели они близкий конец своего воинства.
***...Мы так любили эти рощи, мы бы не дали их вырубить... ...Не могли мы заснуть, не слыша криков птиц в поднебесье, ворчания вереска в Круахане, свиста орла в Победной долине, шума волны, бьющейся о берег... ...Мы так любили друг друга... Были бы живы Фаолан и Голл, рыжеволосый Диармайд и храбрый Осгар, ни бог, ни дьяволы не удержали бы Финна, вождя доблестных фениев, в своей власти... Мы бы спасли Финна или сами остались в том доме... ...Жалобно плачут, о, жалобно плачут прибрежные волны, к ним ушел мой Гаэл, ушел к ним. Никого не любить мне отныне. Не стыдно мне умереть от горя, если олень умирает вслед за оленихой...
***Я снова открыла легенду об Оссиане. Он был вынужден остаться в этом будущем, и нерадостным оно оказалось. Вспомнились его слова, сказанные с горечью святому Патрику: «Много мне должен твой Бог за то, что живу я в убожестве, без одежды, без музыки, без песен; за то, что не слышу я клича рога, что не стерегу границы у моря, что нет со мной Финна и фениев». Наверное, почти каждый из нас мог бы сказать подобное, обращаясь и к нашему настоящему, — многого лишило меня наше время, о чем тоскует мое сердце. Но ведь, как говорил Толкин, мы не выбираем времена, мы можем лишь решать, как жить в те времена, которые выбрали нас. Оссиан знал, что потерял, мы — пока нет, мы лишь это предчувствуем, мучительно ища ответы на свои вопросы. Господи, как хотелось бы, подобно Каю, вынуть ледышку из сердца — и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, и заново полюбить его, и снова увидеть путь к Туле. Ведь мир-то не изменился — изменились мы. Помните, как у того же Толкина: «В этом уютном закоулке хоббиты наладили жизнь по-своему, не обращая внимания на всякие безобразия за рубежами их земель, и привыкли считать, что покой и довольство — обыденная судьба обитателей Средиземья, а иначе и быть не должно. Но если они и отгородились от мира, то мир-то от них не отгораживался...» А будущее... Мудрые друиды не оставили нам его описания — оно наше. Но они оставили нам Оссиана — по легендам, он вернулся, переждав свое время в стране Вечной Юности, к своим потомкам, чтобы передать нам древние мифы и легенды о фениях и о Финне. А в них рассказывается, что фении не умерли, а лишь спят до поры до времени. А как их разбудить, и где они спят — где-то далеко в пещере или в нас самих, — на этот вопрос каждому предстоит ответить самому. Погрузившись в эту культуру, я убедилась, что в ней есть ответы. И если по-настоящему искать, то что-то настоящее может вернуться в нашу жизнь вновь — и фении, и Оссиан, а если немножко повезет, то и священный остров Ультима Тула.
Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |