![]() | ![]() Статьи![]() ![]() ![]() Психология > НАМ И НЕ СНИЛАСЬ… ТАКАЯ МУЗЫКАВарвара и Павел Куделины
Подросток: «Это не ужас, это музыка! Это группа ***, и она сейчас очень популярна». Родитель: «Это музыка? А зачем они так кричат? Неужели нельзя петь нормально. Да они просто воют! А музыка? Да это просто скрежет и визг». Подросток: «Да ты ничего не понимаешь… Отстань от меня, что хочу, то и слушаю».
Подростковый период — время особенное, важное. В нем происходят серьезнейшие изменения. Подросток становится самостоятельным. Ему необходимо ощущение собственной индивидуальности, независимости от родителей. Он стремится стать взрослым и потому прибегает к разнообразным взрослым атрибутам: пробует курить, употреблять алкоголь, мальчики стремятся быстрее начать бриться, а девочки — краситься. Помимо этого серьезнейшим образом перестраивается гормональная система организма, изменяется обмен веществ. Быстро и неравномерно растет скелет. Подросток иногда похож на старика: шаркающая походка, усталый вид, он весь как будто сгибается под грузом всех перестроек, которые в нем происходят. Возникают частые и беспричинные смены настроения. У девушек может регулярно кружиться голова. Внутреннее состояние подростка бывает столь тяжелым, что мы ошибочно принимаем его за лень. С нашей точки зрения нет причин испытывать усталость, хотя внутренние причины очень реальны, пусть даже мы и не можем их распознать. ![]() И ко всему прочему бурно развивается план чувств и эмоций. Эмоциональный план постоянно требует пищи: сильных и ярких впечатлений, острых переживаний, новых опытов и проб. В этот момент подросток легко может увлечься экстремальными видами спорта, может полюбить фильмы ужасов или, наоборот, японские анимэ. Может перестроить свою жизнь под Но есть ещё и другая сторона жизни подростка: поиск смысла. Это время вопросов: «зачем я живу?», «что мне делать дальше?». Причем эти вопросы не требуют однозначных и быстрых ответов. Они только зарождаются и начинают назревать внутри, зачастую даже не выражаясь рационально, осознанно. Это вопросы в будущее. И пока нет возможности вобрать в себя этот ответ, он слишком глобален и неподъемен. Есть только его предчувствие. Как ни странно, но именно музыка сейчас точно соответствует этапу эмоционального развития подростка. И пусть нас не смущает обилие нецензурных слов и громкие, кричащие звуки. Музыка кажется разрушительной, но и внутри у подростка все бушует: разрушается старое, возникает новое. В том числе и новые отношения с миром, с родителями, со сверстниками. Пусть не отпугивают странные тексты, про то, что «все плохо», и страшные лица кумиров на постерах, которые висят в его или её комнате. Они лучше, чем подросток, могут выразить то, как он ощущает окружающий мир. Это ощущение в большей степени эмоционально, оно не сформулировано в четкие определения, у него ещё нет ясной картины мира. Кумиры выражают собственную позицию, формулируют проблемы, которые сам подросток сформулировать пока не в силах. Они касаются того нового мира, который сейчас его окружает: проблемы поиска своего места среди одноклассников и в окружении, построения отношений с противоположным полом. И наряду с этим вопросы: «зачем я живу?», «какой смысл в моей учебе?», «почему мир так жесток, нужно ли быть таким, как все?». Вопросы, вопросы… И это очень созвучно тому, что можно услышать в Когда ты вернешься, Попробуй принять для себя Тот факт, что нет ни пространства ни времени. Есть только жизнь, и она одна. И тебе несколько легче чем тем, Кому пришлось выбирать. Скажи мне, дружище, Долго ль тебя ещё ждать? «Когда ты вернешься» (группа «Пилот») Посмотри по сторонам И оглянись вокруг Ты не увидишь ничего, Кроме рабов и слуг Ты не увидишь ничего, Кроме ужасной боли, Которой весь народ Навеки будет скован. Кто, если не мы, Сможет встать с колен? Кто, если не мы, Сможет нас спасти? Кто, если не мы, Скажет твердо: «НЕТ»? Кто, если не мы? «Кто, если не мы?» (группа «Ничего хорошего»)
А нам хорошо бы попробовать понять язык подростка. А для этого можно начать с очевидных вопросов. Спросить: «Что ты находишь в этой группе? Чем они тебе нравятся?» Но только тонко, аккуратно. Ведь нам легко с позиции родителя быстро обезоружить его, показать ничтожность его аргументов. Да, мы можем это сделать, потому что нам проще формулировать свои мысли, аргументировать их, мы умеем защищать свое мнение. Но сейчас нужно другое! Если нам повезет, если мы будем достойны, чтобы нам доверились, то произойдет нечто крайне важное — сын или дочь, как сможет, будет делиться с нами тем, что важно для него, что дорого в его жизни. И давайте не будем ожидать искрометных фраз, высокопарного слога. Мы должны быть счастливы, что это произошло. Это начало пути друг к другу. И как бы это ни звучало странно, но увлечения подростка, порой нам непонятные, в том числе современными течениями в музыке, — это мостик, по которому мы можем добраться до того, что сейчас волнует его, до важных для него вопросов. Это мостик, перекинутый с нашего берега на его берег. Но современная музыка такая разная, в ней столько различных течений и стилей. И как в них разобраться, с чего начать, совершенно непонятно. Вполне логично предположить, что каждый современный стиль и жанр обладает своими отличительными особенностями. А если наш подросток слушает группы преимущественно одного стиля, то очень вероятно, что в них он находит то, чего в данный момент ему не хватает. Очень многие стили принадлежат определенным субкультурам и молодежным течениям со своей идеологией и образом жизни. Но описание молодежных субкультур выходит за рамки данной статьи, и поэтому давайте обратимся только к музыке и рассмотрим некоторые наиболее яркие течения.
Или другой вариант — течение RnB (Rich and Beauty, богатые и красивые). Наиболее точно его можно охарактеризовать девизом «Бери от жизни все». Это желание всегда быть первыми, успешными и знаменитыми, нравиться остальным, при этом совершенно не заглядывая в будущее, живя только сегодняшним днем. А если наш «малыш» слушает dead metal, gothic metal и другие жесткие и агрессивные стили, то, возможно, так он выплескивает агрессию, которая не может найти более конструктивные формы для своего выражения и трансформации. Возможно, школа или его окружение оказывают на подростка излишнее давление, и тогда музыка становится спасительным «клапаном», разряжающим «давление» внутреннее. У подростка может быть достаточно много агрессивной энергии, и тогда наша задача — найти адекватные способы для работы с ней. Могут помочь и занятия альпинизмом, катание на роликах, футбол. Но все это окажется малоэффективным, если у нас самих не будет внутреннего противовеса. Проще говоря, в нас самих должен быть прочный фундамент, настоящая и страстная любовь к музыке, живописи, театру или любому другому виду искусства. Тогда нам будет что ему передать! Да, наш портрет не висит у него на стене рядом с постерами кумиров. Но это ещё не означает, что он не берет с нас пример. Берет, и ещё какой! А любим ли мы сами
Хотим закончить этот рассказ историей одной нашей знакомой девушки, которая в свои 16 лет сменила не одну дюжину любимых исполнителей и групп. Её плеер послушал много, от сентиментальных, пронзительных песен про безответную любовь до Конечно, первые шаги навстречу друг другу всегда трудны, ведь нужно преодолевать собственные границы, но поверьте, дело того стоит! Ведь наградой станет особая и ни с чем не сравнимая радость взаимного узнавания. И кому, как не нам, первыми делать эти шаги?
|