![]() | ![]() Статьи![]() ![]() ![]() Психология > Ян Амос КаменскийТолстых Наталья![]() Коменский же мечтал о «школе мудрости и мастерской гуманности», о «школе радости», которая формировала бы настоящих людей, умеющих жить достойно и приносить пользу Отечеству. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане», — был уверен Коменский и начал создавать новую систему обучения. Двери своей школы он открыл для всех: и для мальчиков, и для девочек, и для богатых, и для бедных. Коменский первым ввел классно-урочную систему. В его школе было семь классов, и в каждом учились дети одного возраста. «Три первых класса должны служить возбуждению внешних чувств; столько же классов должно служить усовершенствованию понимания вещей и последний класс — возвышению умов к Богу». Каждый класс занимался в отдельной комнате с учителем. Для каждого был создан свой годовой курс занятий, чтобы ученики могли легко усваивать знания. ![]() Для обучения в классах нужны были книги, и он сам создавал первые учебники. «Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать», — утверждал Коменский и задачу новой школы видел в передаче мудрости, которая делает людей «возвышенными, мужественными и великодушными». Основы правильного воспитания необходимо закладывать в самом раннем возрасте, начиная с рождения. Под правильным воспитанием Коменский подразумевал прежде всего развитие нравственных качеств учеников, особо выделяя мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Обучая мудрости, он прививал ученикам любовь к добру, стремление избегать зла и пустого, бессмысленного времяпрепровождения, а также способность справедливо судить обо всем. Соблюдать умеренность следовало в пище и еде, во сне и бодрствовании, в работе и отдыхе, в разговоре и молчании. Ученикам советовалось воздерживаться от брани, капризов и грубости, проявлять исполнительность и любезность, любить всех добрых, не раздражать ни одного злого. Обучение мужеству заключалось в преодолении себя, «в обуздании нетерпеливости, ропота и гнева». «Человек — существо разумное, — писал Коменский, — следовательно, пусть он привыкает руководиться разумом, обдумывая свои действия, чтобы стать господином своих поступков». В правила входило также воспитание привычки к труду, так как все добродетели, по убеждению Коменского, развиваются «посредством дел, а не болтовни». ![]() Большое внимание Коменский уделял примеру родителей и учителей, считая его самым действенным средством «побудить учеников к честной жизни». В законах для учеников говорилось о любви к учителю, о дружбе с товарищами, о том, что нужно делать все из любви к добродетели, а не из страха перед наказанием; и делать не то, что нравится, а то, что предписывают законы и о чем говорят учителя. «Стыдись иметь ученого учителя и ученые книги, а самому оставаться неученым, — писал он. — Прилагай труды к тому, чтобы знать то, что знает учитель». Для учителей же существовали свои правила. Учитель — это живой образец тех добродетелей, которые он прививает детям. Ему рекомендовалось остерегаться слишком низко ценить себя или относиться к себе с презрением. Не быть учителем только ради денег. Знать и понимать, что учитель— это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем». Стараться быть не только руководителем своих питомцев, но и их другом. Не пропускать ни одного удобного случая, чтобы научить чему-либо полезному. «Показывай им так, чтобы они что-нибудь видели, объясняй так, чтобы они понимали, заставляй их подражать, чтобы и они могли выражать то, что ты можешь», — советовал Коменский учителям. Хотите знать, каким Коменский видел образованного человека? Не только имеющим приличные манеры, не только умеющим многое делать своими руками и общаться с людьми. Образованный человек — это еще и тот, кто во всем видит божественное присутствие и поэтому никогда не чувствует себя одиноким, даже если ему приходится жить «без сообщества людей». Образованный человек не гордится и не становится высокомерным, «когда все идет по его желанию», и не отчаивается, не опускает руки, когда «впадает в несчастье». Одним словом, образованный человек — это мудрый человек, тот, кто «всюду умеет быть полезным и… подготовлен ко всяким случайностям». ![]() В начале XVIII века его идеи достигли России. В первых государственных школах, созданных по указу Петра I, в качестве учебников использовались книги Коменского. В некоторых школах ввели классно-урочную систему. В журналах появились статьи, знакомившие россиян с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Школа для детей была создана. Но Коменский, истинный педагог и философ, не мог остановиться — он уже мечтал о «пансофической школе», школе всеобщей мудрости для всех людей без исключения. О школе, которая давала бы всем «единственно необходимое знание того, что нужно людям в жизни, смерти и после смерти». Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ Самые модные acuvue 2 на magazinlinz.ru. ___ |