СтатьиПослать ссылку другуПсихология > Наслаждение - враг счастьяЛюдмила Волынская, кандидат социологических наук
Помните ли вы историю о Дориане Грее, вместо которого старел его портрет? Он продал свою душу за вечную молодость и наслаждения в земной жизни и действительно имел все, что только мог пожелать. А расплатился — потерей ценностей, опустошенностью, презрением к себе. И это не единичный случай. В мировой литературе много историй о том, как люди заключали сделку с дьяволом и тот исполнял все их желания и прихоти в обмен на обладание их бессмертной душой. Но нельзя ли обойтись без нечистой силы? Неужели мы сами не можем наслаждаться жизнью, и именно так, как нам хочется, не расплачиваясь за это адскими муками? Оказывается, что нет, и расплата наступает в большинстве случаев уже при жизни, а не только за ее пределами. Дьявол вкрадывается как раз в то, чего нам больше всего хочется, чего мы страстно желаем. А как показывает весь опыт человечества, начиная с наших библейских прародителей Адама и Евы, мы зачастую хотим совсем не того, что соответствует мировым (божественным) законам. Мы не любим ограничений и не желаем понимать их значение для нашего блага. И только набив множество шишек, некоторые из нас начинают осознавать, что, возможно, человек изначально стремится к тому, что не приносит счастья, неважно, достигает он этого или нет. Люди часто путают счастье и наслаждение, хотя они вовсе не одно и то же. Для достижения счастья или психологического благополучия важно не только само переживание приятных эмоций, но и осознание того, что они получены достойным путем. Для наслаждения же источник приятных эмоций совершенно не важен, главное, чтобы их можно было постоянно черпать, все равно откуда. Иногда даже само нарушение закона (морального или юридического) усиливает эффект. Например, вор получает психологическое удовольствие не только от того, что ему удалось присвоить себе чужие деньги или ценные вещи, но и от того, что удалось проявить свою «смелость», «ловкость», обмануть, перехитрить других людей и даже органы власти. В основе счастья очень часто лежат прошлые страдания, через которые человек прошел, смысл которых постиг и которые сумел преодолеть. Поэтому состояние психологического благополучия относительно устойчивое, ведь оно базируется на поведении человека, на его собственном умении быть счастливым, иногда даже вопреки внешним условиям. Это искусство почти утрачено в современном мире. В отличие от счастья, наслаждение зыбко, мимолетно, возможно, оно даже «украдено» у жизни и в любом случае не связано с духовным трудом человека. Поскольку «воровство» может быть неоднократным, то эфемерность наслаждения не исключает возможности его повторения в течение какого-то времени, и даже есть опасность надолго погрязнуть в трясине удовольствий. Те, кто знакомы с психологией, знают, что левое и правое полушария нашего мозга выполняют разные задачи. Кроме того, преимущественное развитие одного или другого полушария существенно сказывается на нашем эмоциональном самочувствии. Доминирование левого полушария способствует хорошему настроению, а если правое на какое-то время вообще усыпить, то человек впадает в самую настоящую эйфорию. Он приходит в восторг от чего угодно, главным образом от самого себя, и ему кажется, что все другие также восторгаются и любуются им. Он беспрерывно говорит, скорее даже тараторит, совершенно не обращая внимания на реакции окружающих. Он не думает о том, что в данном случае уместно, а что — нет, его сдерживающие центры выключаются и перестают работать. Иногда случается так, что правое полушарие не просто временно усыпляется, а по-настоящему выходит из строя, например, после кровоизлияния. А человек, оставшись с одним левым полушарием, не ощущая своей беды, проявляет маниакальные реакции. Его субъективное состояние кайфа основано на объективном несчастье! Итак, неумеренная активность левого полушария создает ни на чем не основанную иллюзию блаженства. Благодаря научным экспериментам и житейским наблюдениям мы теперь точно знаем, что состояние блаженства вполне возможно в отрыве от реальности и даже при ухудшении действительного положения вещей. Человеческий мозг устроен так, что он может перерабатывать не только реальную информацию, но и вымышленную, иногда не отличая первую от второй. Наш мозг имеет также центр удовольствия, раздражая который самыми разными способами, хотя бы искусственными, мы можем постоянно пребывать в блаженном состоянии. Ученые заинтересовались, как будет влиять активизация этого центра на поведение животных. В лабораторных условиях были поставлены специальные эксперименты на крысах. Крыс научили нажимать на педаль, в результате чего их центр удовольствия получал стимуляцию. Животные могли по своему усмотрению включать и выключать возбудитель удовольствия, когда хотели. К чему же это привело? Оказалось, крысы приходили в такое возбуждение, что забывали обо всем, что прежде доставляло им естественную радость, и, истощенные, измученные, из последних сил все нажимали и нажимали на эту педаль, не в силах оторваться от источника иллюзорного блаженства. У них даже пропали инстинкты самосохранения и продолжения рода. И хотя сверхприятные ощущения были «ненастоящими», крысам это было неважно. Крысы действительно не знали, что такое поведение быстро приближает их к смерти. А вот люди могут понять это, но не всегда хотят понимать. Иногда они даже стараются поменьше знать о последствиях своего разрушительного поведения, чтобы якобы не нести ответственности за свой выбор. Но неосознанный выбор не освобождает от ответственности, ведь расплата все равно наступает. Обманывая себя, мы не используем свои возможности и действуем во вред себе. В чем это проявляется? Примеров сколько угодно. Некоторые, убегая от неприглядной реальности, начинают принимать наркотики, чтобы перенестись в волшебные неземные миры. В большинстве случаев этот выбор поначалу делается сознательно, а потом человек теряет способность управлять собой. Подобно крысам, нажимающим на педаль центра удовольствия, он расплачивается потерей своей личности и преждевременной смертью. Но в отличие от крыс он мог понимать и выбирать. Кратковременное блаженство, эйфория в этом случае налицо. Но какой ценой она покупается? Можно ли говорить при этом о счастье или психологическом благополучии? Ответ очевиден: нет, нет и нет. Однако не надо думать, что только сумасшедшие и наркоманы платят за исполнение своих желаний разрывом с реальностью. Нормальные люди иногда делают то же, хотя, конечно, последствия при этом не столь разрушительны. Всем нам бывает тяжело, когда дела не идут, когда нами незаслуженно пренебрегают и кажется, что не видать конца-края черной полосе. Обычно это временное состояние, и если не впадать в отчаянье и не опускать руки, то выход найдется, появится свет в конце тоннеля. Но в трудные моменты многие не верят в благополучный исход и не хотят ждать, им хочется получить утешение немедленно, прямо сейчас. Для этого не обязательно принимать алкоголь или наркотики, есть и другие иллюзорные и разрушительные, но на первый взгляд социально приемлемые средства. Различие между настоящим и мнимым стремлением к психологическому благополучию можно видеть у людей, обращающихся за помощью к психологу. Некоторые приходят, чтобы просто выплакаться, ища понимания, сочувствия, которых им так не хватает в жизни. Если они все это находят, то испытывают восторг. Но эти приятные чувства не содержат в себе никаких ростков будущего благополучия. Ведь если поведение останется прежним, то завтра у человека снова возникнут похожие проблемы, и они опять приведут его к тому же самому психологу. Получается замкнутый круг. Человек может даже попасть в зависимость от психолога, ибо окажется не в состоянии обойтись без постоянного понимания и сопереживания, которые ему удается приобретать только за деньги. Но изменять свое восприятие мира, людей, себя, а тем более вести себя по-другому ему не хочется. Зачем думать, работать, напрягаться, когда так сладостно прямо сейчас пить из чаши понимания и сочувствия к себе? И психологическая помощь при таких установках превращается в своеобразный наркотик. Добросовестные психологи обычно долго не работают с такими клиентами, поскольку считают своей задачей помочь человеку найти собственный путь, а не быть жилеткой, в которую можно в любой момент выплакаться за деньги. «Но разве мы не должны стремиться к тому, чтобы нам было хорошо?» — возможно, спросит читатель. На этот распространенный вопрос я хочу, в свою очередь, задать вопрос: чем вы готовы пожертвовать ради блаженства, вы согласились бы приобрести его любой ценой? Например, сойти с ума и принимать психиатрическую лечебницу за царский дворец, а себя за царя в нем? Или превратиться в животное, не ведающее страданий, допустим, в любимую собачку доброй хозяйки? Большинство людей отвечают на подобные вопросы отрицательно, даже если перед тем жаловались на свою несчастную долю. Они интуитивно чувствуют, что состояние блаженства — это все же не самое главное. Важно также принимать во внимание, какой ценой оно куплено, от чего пришлось отказаться ради него. Однако своим поведением люди чаще демонстрируют обратное, получая наслаждение от курения, переедания, лени и менее распространенных дурных привычек. Поскольку путь к настоящему счастью очень труден, многие предпочитают делать то, что легче. А легче проявлять несдержанность и идти на поводу у своих импульсов, чем ими руководить и направлять их в нужное русло. Делать по утрам гимнастику труднее, чем лежать лишние десять минут. Трудно планировать и начинать новые дела, легче продолжать старые. Писать собственную книгу труднее, чем конспектировать написанные другими книги. Еще труднее вообще сменить образ жизни и направление деятельности, гораздо легче идти по накатанной дороге, даже если она ведет в никуда... К устойчивому счастью приводит только развитие, а оно невозможно без преодоления трудностей. Если же кратковременное удовольствие было получено заведомо недостойным способом, то оно вызывает в душевной сфере синдром «похмелья». Нельзя стать счастливым, проявляя распущенность, обманывая жизнь и «воруя» у нее крохи наслаждения. За это придется расплачиваться быстрым и значительным ухудшением здоровья, снижением самооценки, а то и самым настоящим презрением к себе. Подлинное психологическое благополучие отнюдь не тождественно эйфории. Оно — в понимании и нахождении своего места в мире, в относительной гармонии с собой и окружающими людьми, в постоянном развитии, движении ко все новым достойным целям, в обретении смысла жизни. Но этот путь сопровождается отнюдь не только положительными эмоциями (хотя они должны преобладать): прежде чем преодолеть препятствие, необходимо напряжение, борьба, исход которой проясняется не сразу. Психологическое благополучие невозможно без развитого волевого начала, которое помогает человеку совершать усилия или даже насилие над собой, преодолевать временное неблагополучие. Эта закономерность наблюдается почти во всех сферах жизни. Человеку творческому, например, нужно уметь заставлять себя преодолевать нетворческие состояния, когда кажется, что нет вдохновения и дело совершенно не идет. «Работаю как проклятый» — так говорят о себе люди не только тяжелого физического труда, но и творческие. В эти периоды особенно требуется усидчивость и даже умение какое-то время поскучать. Правда, они обычно вознаграждаются приходом вдохновения и повышением самооценки. Научитесь терпеть необходимую долю жизненных страданий. Избежать этого нельзя, ведь мы еще пока не находимся в раю. Убегая от страданий, мы только усиливаем их в будущем. Настоящее психологическое благополучие не означает немедленного удовлетворения всех мыслимых и немыслимых желаний. Чтобы его обрести, зачастую необходимо делать то, чего не хочется в данный момент, но что необходимо для будущего. Со временем, когда преодоление превращается в привычку, оно дается все легче и легче, а активные усилия постепенно становятся внутренней потребностью. Так происходит развитие собственных ресурсов человека, и невозможное сегодня оказывается возможным завтра. Настоящее счастье не так ярко, оно не похоже на эйфорию, как иллюзорное. Ведь оно состоит не только из радости, но и из напряжения, которое необходимо преодолевать. Зато подлинное психологическое благополучие отличается от иллюзорного гораздо большим запасом прочности. Оно не рассыпается, как карточный домик, при изменении ситуации. Ведь оно опирается не на случайные благоприятные обстоятельства (часто только кажущиеся), а на готовность и способность самого человека преодолевать препятствия, не отчаиваться даже в сложных случаях, искать и находить выход. Его источник не вне человека, а в нем самом: в его отношении к жизни, в его позиции, характере. И уже само поведение такого человека будет создавать обстоятельства, к которым он стремится. Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |