Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ПсихологияВнутренний мир

Безвыходное положение

Наталья Клим

Московское метроВ час пик на выходе из станции метро "Беляево", расположенной в спальном районе Москвы, шумно и людно. Здесь смена запрещающих надписей уже произошла. На стеклянных дверях красуется "Нет прохода" - белые слова в красных прямоугольниках. Прямо напротив них в стеклянной будке сидит седовласый по военному коротко стриженый работник метрополитена Николай Алексеевич, но в суматохе рабочего дня ничего не замечает: "Сменили указатели? А ведь действительно… Я как-то даже внимания не обратил. Ну и хорошо, что сменили! Всем давно известно, что "Выхода нет" - так нельзя писать: для людей в определенном состоянии чтение таких надписей плохо заканчивается!"

Оказывается, причиной замены запрещающих указателей послужил именно этот незамысловатый довод. "Перед тем, как переделать "выход" в "проход", никакого предварительного психологического исследования не проводилось. По крайней мере, я об этом не слышала, - рассказывает начальник пресс-службы Московского метрополитена Елена Крылова, - Решение о смене надписей было принято после обработки информации, поступающей к нам на пейджер от пассажиров". В русском языке "Выхода нет", кроме простого запрещения, имеет еще и негативный с точки зрения психологии смысл. Всю беспросветность и тоску этого словосочетания очень точно отобразил Александр Васильев лидер группы "Сплин" в одной из своих песен: "Нужно вписать в чью-то тетрадь кровью, как в метрополитене: "Выхода нет"". Было бы вполне логично, чтобы новый запрещающий слоган разрабатывали специалисты - лингвисты и психологи, однако работники метрополитена справились с этой задачей сами. "Мы посовещались и выбрали нейтральное "Нет прохода", - поясняет Елена Крылова, - Конечно, альтернативный вариант "Выход с другой стороны" звучит гораздо оптимистичнее, но на дверях размещать такую длинную фразу бессмысленно. В указателе должно быть не больше двух слов, иначе пробегающий мимо пассажир не успеет ее прочитать".

Хотя официально о новых надписях объявили только в сентябре, работа по их замене идет уже в течение года и на сегодняшний день практически завершена. Казалось бы, самое время праздновать победу здравого смысла. Теперь пассажиров больше не будет травмировать мрачное "Выхода нет", а значит, можно предположить, что число суицидов и депрессий среди них уменьшится.

Впрочем, это мнение разделяют не все. Руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии доктор медицинских наук Александр Немцов к нововведению относится скептически: "Большого смысла в замене я не вижу. Надпись, которая постоянно перед глазами, читается только один раз, а потом на нее никто не обращает внимания. Я абсолютно уверен, что с появлением указателя "Нет прохода" статистика депрессий и самоубийств по городу не изменится. Проблема-то не литературная, а медицинская!" Получается, что надпись "Выхода нет", которую пассажиры ежедневно видят в метрополитене, на их сознание практически не действует.

А как обстоят дела с подсознанием? На этот вопрос отвечает сравнительно новый раздел психологии - нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Один из важнейших его постулатов гласит: любая фраза суггестивна, то есть влияет на человека. Если у нее несколько значений, мозг их анализирует одновременно: что-то сознательно, что-то бессознательно. И на выходе мы получаем суммарный ответ, причем совсем не обязательно, что реакция на указатель "Выхода нет" будет негативной. Тут все зависит от типа мышления пассажира, его характера и настроения. Один человек может слегка опечалиться, другой настроится на поиск выхода, а третий вообще привык все делать наоборот, поэтому пойдет под запрещающий знак. Кстати, последняя модель поведения в большей мере характерна для российского менталитета.

"Чтобы фраза "Выхода нет" подействовала негативно на подсознание, у человека должна быть сильно снижена критичность восприятия, то есть он должен находиться в состоянии полной прострации. Такие люди в метро обычно не ездят - они лежат в психиатрических клиниках, - считает генеральный директор Московского центра НЛП Андрей Кениг, - Появление указателя "Нет прохода" вряд ли отразится на ситуации с депрессиями и суицидами. Даже если и будут колебания, то в пределах среднего. Вообще-то, слово "проход" имеет даже больше значений, чем слово "выход". Я не удивлюсь, если в связи с заменой надписей у пассажиров метрополитена участятся запоры…" По мнению Андрея Кенига, вместо "Нет прохода" рациональнее было бы использовать указатели "Выход справа", "Выход слева" или "Выход" и рядом стрелочка.

Известный российский веб-дизайнер и страстный любитель метро Артемий Лебедев предлагает свой вариант решения проблемы: "Чтобы улучшить состояние пассажиров, я бы не стал переделывать уже существующие надписи, а решал конкретную задачу: доходчиво объяснял, где выход, а где вход. Например, наклеил бы на все двери метрополитена специальные пленки с односторонней зеркальной поверхностью. Где выход запрещен - зеркало, в него никто не пойдет. С обратной стороны такая дверь прозрачная - видно, что за ней находится - можно входить". Депрессия forever. © J. Brooks Slaughter, II

Сложилась парадоксальная ситуация. Психологи считают, что надпись "Выхода нет" не влияет на психическое здоровье пассажиров, а работники Московского метрополитена, да и сами пассажиры, уверены в обратном. Из тридцати девяти опрошенных в метро граждан в возрасте от 18 до 65 лет новый указатель "Нет прохода" одобрили тридцать пять. Откуда же взялась такая мощная уверенность, что надпись "Выхода нет" увеличивает количество депрессий и суицидов в метрополитене?

Формирование общественного мнения началось с того, что в российских СМИ проскользнула информация: "В 60-е годы XX века в одной из западных подземок резко повысился уровень самоубийств, предположительно, дело происходило в Лондоне. После того, как все указатели "Выхода нет" поменяли на "Выход с другой стороны", суицидов стало меньше". Эту историю регулярно перепечатывали не только разнообразные сайты в Интернете, но и весьма уважаемые печатные издания. Но есть ли в ней хоть небольшая толика правды?

Представителя пресс-службы Лондонского метрополитена Стюарта Росса (Stuart Ross) вопрос о суицидах и замене табличкек в Англии удивил: "Я никогда и ничего не слышал о смене указателей в лондонском метро. Более того, лично я сильно сомневаюсь, что подобные надписи могут оказывать хоть какое-то влияние на количество самоубийств в подземке". Выходит, мы имеем дело с вымыслом! Но, может быть, дело происходило в другой стране?

Представитель пресс-службы Берлинского транспортного объединения (BVG) Петра Ритц (Petra Reetz) тоже ни о чем подобном не слышала: "Смены надписей у нас не было, а в целях профилактики самоубийств мы используем освещение повышенной яркости на станциях метрополитена". Во Франции и в Америке указатели, обозначающие запрещение выхода, тоже не никогда не меняли. В Нью-Йоркском сабвее встречаются как надписи "No Exit", так и "No Entry". Впрочем, английский язык более прямолинеен, чем русский: второго "психологически-негативного" смысла у этих надписей нет. В Париже на дверях метро пишут "Passage interdit", что дословно переводится как "Проход запрещен", а "Sans issues", аналогичное нашему многозначному "Выхода нет", используется на дорогах для обозначения тупиков...

Жирную точку в загадочной истории об английских самоубийствах в подземке поставил заместитель директора Института криминологии при Национальном университете Ирландии (Дублин) профессор Иэн О'Доннелл (Ian O'Donnell). В девяностые годы он занимался проблемой суицида в лондонском метро, в частности, брал интервью у выживших самоубиц, выясняя мотивацию их поступков: "Все выбирали способ ухода из жизни вполне осознанно, а не под влиянием случайных импульсов, таких как, например, увиденная надпись в метро. Просто вероятность умереть под колесами поезда гораздо выше, чем от отравления, перерезания вен и т.п."

Как говорится, комментарии излишни… Триллер об английских пассажирах-самоубийцах и о том, как в западном метрополитене убрали надпись "Выхода нет" - русская сказка, которая сегодня уже стала народной. Кто и зачем ее выдумал? Неизвестно. Одно из наиболее правдоподобных объяснений: первоапрельская шутка некого психологического издания.

Неужели, широкомасштабная акция Московского метрополитена по замене указателей - сплошная профанация и пользы от нее никакой? Ни в коем случае! Во-первых, проведение серьезной кампании, которая привлекает внимание огромного количества людей, повышает рейтинг ее устроителей. Следовательно, есть шанс увеличить стоимость рекламы в метрополитене и выбить у города больший бюджет. Во-вторых, какая-никакая, но это забота о здоровье пассажиров. Если транспортная служба думает даже о таких тонкостях, как надписи, значит ей можно доверять. Не исключено, что нововведение вернет в подземку тех москвичей, которые после взрывов в метрополитене не решаются туда спуститься.

В конце концов, так ли уж важно есть ли научные доказательства благотворного влияния новой надписи на психику или нет? Тут как в религии - главное верить и все будет хорошо.

Оригинал статьи находится на сайте МедНовости.ru


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство