СтатьиПослать ссылку другуПсихология > «Особые дети». Мнение психологаВладимир Николаевич Пугач
• Владимир Николаевич, кто такие дети индиго с точки зрения психологов? Как и многим психологам, мне не нравится термин «индиго», потому что индиго — это цвет ауры, которую, по статистике, видят только 4% людей, из них 99% женщины. О том, есть аура или нет, спорят только дилетанты — в справочниках по оптической физике это называется «эффект Кирлиан». Цвет ауры, может быть, и отражает сущность личности в определенный момент. Но поскольку 96% психологов и мам не видят ауру, то понятие «индиго» часто становится спекулятивным ярлыком. В медицинских и психологических классификациях нет даже слова «дети индиго». И что происходит? Сейчас устраиваются конференции, на которых дамы с горящим взором говорят о духовности и пересказывают книгу «Дети индиго», не добавляя ничего нового. А меня мамы спрашивают: «Что конкретно делать?» • Действительно, что же делать? Нужно войти в Интернет и в любой поисковой программе набрать сочетания слов: «дети индиго» или «СНВГ/СДВГ» (синдром нарушения/дефицита внимания и гиперактивность) и «психология». Затем посмотреть, есть ли в вашем городе психологи или центры (они уже появились), которые занимаются проблемами нарушения внимания. Я советую идти в центры, потому чтоѕ ну, сфотографировали вы ауру ребенка, дальше что? А в центре специалист окажет ему и вам реальную помощь.
• Значит, дети индиго — это психологический или медицинский феномен? Во-первых, примерно у 80% детей индиго есть синдром нарушения внимания с гиперактивностью или без таковой, сокращенно СНВГ. Уровень их интеллекта (IQ) равен 160–170 баллов (нормальный уровень интеллекта 90–110. — О. С.). Во-вторых, те, кто используют термин «дети индиго», как правило, принимают во внимание еще и духовный компонент. Таким образом, дети индиго — это и медицинская, и психологическая, и педагогическая проблема. • Сказав, что дети индиго — это педагогическая проблема, вы имели в виду несовершенство нашей системы образования? Скорее, ее серьезнейший кризис. Дело в том, что сегодня в начальной школе в каждом классе три-пять (!), а иногда и больше гиперактивных детей. Вести урок по старым педагогическим моделям практически невозможно. Один лезет на подоконник, другой под парту, третий ударил учебником соседку по голове, четвертый встал и пошел молча из класса. «Ты куда?» — «В туалет». Учителя сегодня работают на пределе своих возможностей. А когда таких детей в классе 10–15, образовательный процесс останавливается. Много лет назад мы предсказывали, что с 2006 года начнутся массовые увольнения учителей из школ. И это не футурологический прогноз. Все западные страны прошли то же самое. И в Министерстве образования России об этом, конечно, должны знать. • А что именно прошли другие страны? В США этой проблеме 23 года. В Западной Европе — 11–12 лет. А у нас только три-четыре. Там сначала начались массовые увольнения учителей. Им тут же подняли зарплату. На пару лет это помогло. Потом опять обвал, учителя снова стали увольняться. Им еще раз подняли зарплату. Только потом начали разбираться, в чем дело, изменили учебные программы, педагогические подходы и концепции. В начальной школе в каждом классе появился второй педагог. В странах побогаче сократили число учеников в классе. • Чем же эти дети отличаются от остальных?
Дети индиго — это особые дети. У них медленнее созревает головной мозг. Они инфантильнее. По метрике, например, ребенку восемь лет, а он ведет себя как шестилетний. У них чаще наступает нервное истощение от школьных перегрузок. И причины могут быть разные: начиная от неблагоприятного течения беременности и родов до информационных перегрузок под влиянием телевизора, компьютера и т. д. И те школьные нагрузки, которые дети раньше выдерживали, сегодня оказываются слишком велики, просто непереносимы. У детей индиго завышенная самооценка и чувство собственного достоинства — так считают педагоги (может, это и норма). На них бесполезно кричать, они начинают вредничать — стараются защитить свое достоинство. А если не могут, то замыкаются и очень глубоко переживают, что их не понимают. Ко мне приходит масса писем, в каждом повторяются слова: «Меня не понимаютѕ чужой мирѕ я одинока (одинок)». В письмах ребят от 13 до 19 лет такая боль, что их нельзя читать спокойно. Их не понимают окружающие, и они начинают искать друг друга. Создают форумы, общаются на них, обмениваются опытом, к концу 2007 года таких принципиально новых сообществ, без членских взносов, без демонстраций, будет очень много. Сейчас стремительно формируется невидимое сообщество, о котором взрослые и не догадываются. • Что объединяет этих детей? У них не линейное восприятие мира, а трехмерное. Наша педагогика логическая, а у них системное мышление. Они почти на 100% амбидекстры (амбидекстрия — одинаковое развитие функций обоих полушарий головного мозга. — О. С.). Несколько лет назад, к удивлению психологов, стало появляться все больше леворуких детей и детей с так называемым скрытым левшеством. Это был переходный период. А сейчас идут амбидекстры, они двурукие, одновременно и правши, и левши. Но большинство приучены держать все в правой руке. Дети, у которых работают оба полушария мозга, — это уже социальный фактор. Эти дети могут думать сразу о двух проблемах. У них более гибкое мышление. Когда они станут взрослыми, они будут умнее нас.
• А необычные способности у них есть? Есть. Они читают мысли родителей. Мамы рассказывают мне такие истории: «Убираюсь в большой комнате, смотрю на телефон и думаю: "Надо Зойке позвонить". А дочь из другой комнаты: "Мама, а зачем ты хочешь звонить тете Зое?"» Причем почти все родители, когда их спрашиваешь об этом, подтверждают, что у их детей есть такие способности. Или еще пример: «На кухне мою посуду, а ребенок кричит из прихожей: "Мама, я пошел гулять". Я думаю: "Наверно, опять пошел без шапки". А он: "Мама, не волнуйся, я шапку в карман положил, надену, если будет холодно"». Они прекрасно понимают, лжет человек или говорит правду. Причем бывают очень забавные ситуации (это все из моей практики, не из книг и не из рассказов коллег). Мама со смехом говорит: «Вчера мой, два с половиной года, играет с машинкой. В это время по телевизору выступает один политик. Слышу, ребенок говорит себе под нос: "Дядя говорит то-то и то-то. А на самом деле думает то-то, то-то". И дальше пошли политические термины!» Когда эти дети вырастут, голосовать за таких политиков они точно не будут. Этим же объясняются некоторые конфликты с, мягко говоря, не очень искренними учителями, которые говорят одно, а думают другое. Они же в начальной школе еще наивные и говорят то, что думают: «Вы врете!» Какова дальнейшая судьба такого ребенка? Учитель может настроить против него класс либо, унижая, доводя до слез, попытается сломать. И если появилось очень много детей с такими способностями, то, похоже, в ближайшее время рухнет современная политика, реклама, образование, современная разведка. • А если представить, что пройдет лет 5–10, они займут везде посты, что тогда будет? Есть предтечи индиго — люди, которые занимают промежуточную фазу между нами, обычными людьми, и новыми — «индиго». Почему-то этого никто не замечает. Посмотрите, молодые люди, девушки и парни 22–29 лет, сейчас заняли весь средний менеджмент. Стариков, от 50 и выше, вытеснили. Их почти нет. Единицы работают. Причем эта молодежь, которая пришла в бизнес, политику, в госструктуры, в банки, в журналистику, не плетет интриг и не ведет подковёрных игр. Просто они работают так, что их повышают в должности, выдвигают в руководители. Причем это не зависит от уровня их образования — одно незаконченное или два-три высших. Образование роли не играет. Они мгновенно схватывают суть дела, очень быстро адаптируются в профессиональной среде и начинают двигаться вверх по служебной лестнице. Так что в ближайшее время революции в нашем обществе уже не будет. В том числе и в системе образования. Придут молодые учителя, и старые просто вынуждены будут уйти • А можно ли утверждать, что дети индиго — это этап эволюции, то, к чему мы все придем? Я уверен, что, если появляется так много детей, которые, как минимум, в два раза умнее нас, это не случайно и для чего-то надо. • Хочется подвести итог нашей беседе... Наш сегодняшний разговор был построен по принципу черного ящика: мы не разбирали, что происходит в психике ребенка и почему происходит. Мы говорили о внешних, социальных проблемах новых детей, а то, что скрывается за ними, — это тема для отдельного разговора. Об авторе: Владимир Николаевич Пугач, кандидат медицинских наук, психолог-эксперт по нарушениям внимания у детей, занимается этой проблемой с 1997 года, работает в России и за рубежом Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |