СтатьиПослать ссылку другуЛичности > Жанна д'АркИлья Бузукашвили
Я вижу в ней знаменованье Чего-то высшего, и часто мнится, Что из других времен пришла она, — это строки о Жанне д’Арк из «Орлеанской девы» Фридриха Шиллера. Ее появление задолго до того, как она родилась на свет, возвестило древнее пророчество волшебника Мерлина: «Из дубового леса выйдет дева и принесет бальзам для ран. Она возьмет крепости и своим дыханием иссушит источники зла». Франция, XV век. Время Столетней войны с Англией. Перемирия чередуются с военными действиями, и кажется, что им не будет конца. Междоусобицы раздирают страну, в которой нет короля. Есть дофин — Карл VII, наследник престола, некоронованный властитель, сомневающийся в себе, в своих правах на корону — во всем... На дорогах, в лесах свирепствуют банды разбойников — это солдаты во время затишья выходят промышлять грабежом. В городах нередки показательные пытки и казни, костры инквизиции. И лишь отдельные герцоги имеют реальную власть — в своих собственных владениях. Дубовый лес был напротив селения, где родилась Жанна д’Арк. Она пасла овец, шила, пряла — чему еще может научиться простая крестьянская девушка в маленькой французской деревушке? И только в сердце ее с самого детства жила мечта о мире для своей исстрадавшейся Родины. В 13 лет Жанна впервые услышит голоса. Узнает о своей особой судьбе быть спасительницей Франции. Ее первый страх скоро пройдет. Место его займут любовь и полное доверие к своим божественным покровителям святому Михаилу и позже — святой Екатерине и святой Маргарите. «Мои сестры из рая» — говорила она про них. И позже, на процессе, рассказывала: «Я всегда вижу их в одном и том же облике. Их лица увенчаны богато. Об их одежде я ничего не знаю. Я вижу лицоѕ Я целовала землю после их ухода, на том месте, где они были. И когда они уходили, я плакала, мне хотелось, чтобы они взяли меня с собой».
В одно время видения и голоса стали особенно явными: «Чего ждешь ты? Почему не идешь по пути, который предназначил тебе Царь Небесный? Без тебя гибнет Франция, разоряются города». Жанна отвечала, что она всего лишь бедная девушка, не умеет ездить верхом и сражаться. Но слышала в ответ: «Не спрашивай, как это будет. Раз это воля Божья, она будет и на земле». Она покинет родной дом и отправится навстречу судьбе. Во имя спасения короля Франции и освобождения любимой Родины от англичан. Она больше не сомневается: «Когда сражается сам Господь, не все ли равно, какая рука держит меч — сильная или слабая?» «Я пришла, чтобы попросить Робера ди Бодрикура проводить меня к королю или дать мне провожатых. Нужно, чтобы до середины Великого поста я была у короля, даже если бы мне пришлось ради этого стереть ноги до колен. Поистине ни короли, ни герцоги — никто на свете не спасет королевство Французское и не поможет ему. Никто, кроме меня. Я предпочла бы прясть подле моей бедной матери, как мне и подобает, но нужно, чтобы я пошла и сделала это. Ибо так хочет мой Господин». На вопрос Бодрикура, представителя короля, кто ее Господин, Жанна ответила просто: «Царь Небесный». Чудо произошло с дофином после его встречи с Жанной д’Арк. Карл был потрясен: «Она сказала мне то, что не мог знать никто другой, кроме самого Господа Бога». Достоверно так и неизвестно, о чем говорили Карл VII и Жанна. По одной из версий, она повторила слова его собственной молитвы, которую он обращал ко Всевышнему с просьбой вернуть Франции короля и независимость. Меч и знамя она обрела в Туре, городе ярмарок и цехов, известном своими искусными мастерами. Знамени Жанна уделила особенно много забот. Она разыскала художника, шотландского мастера, и он изготовил для нее длинное белое полотнище, обшитое шелковой бахромой. На одной стороне знамени, усеянной золотыми лилиями, художник изобразил Вседержителя на фоне радуги с двумя архангелами по бокам. На оборотной стороне — голубку, символ чистоты и мира. Гербом Жанны стал украшенный лилиями меч с парящей над ним короной. В мастерской оружейника по королевскому приказу ей сделали рыцарский костюм. Латы были белого цвета. Турский портной сшил для Жанны кафтан из белого сукна. Такие кафтаны командиры надевали поверх лат. «Я не боюсь ничего, кроме предательства. Я люблю свой меч, но в сорок раз больше люблю свое знамя», — говорила Жанна д’Арк. Девять дней понадобилось ей, чтобы снять осаду с Орлеана, которая длилась уже более 200 дней. Это было первой большой удачей французских солдат, давно уже забывших вкус победы.
Военные командиры — соратники Жанны — считали, что она нужна им, как солнце плодородной земле. Они полагали, что она могла вырастить урожай, но собирать его считали своим, а не ее делом. Они суеверно чтили ее как существо, наделенное сверхъестественной силой и способное поэтому совершить то, чего не могли сделать они: вдохнуть жизнь и мужество в мертвое тело армии и превратить ее в армию героев. Жан Алансон, который в те дни был главнокомандующим, много лет спустя вспоминал: «Она разбиралась во всем, что имеет отношение к войне: могла вонзить пику и провести смотр войска, выстроить армию в боевой порядок и разместить пушки. Все удивлялись, что она была столь осмотрительна в своих действиях, как боевой командир с двадцати- или тридцатилетним опытом». Отправляясь на битву, Жанна держала в одной руке знамя, а в другой меч. Но меч служил ей лишь для отражения ударов. Как утверждали соратники, она никогда и никого не убивала. Более того, после сражения оплакивала всех, кто погиб в бою, своих и чужих. «Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена», — говорил современник Шекспира английский поэт Бен Джонсон. «Она делала все лучше других не потому, что обладала знаниями, — напишет о Жанне Анатоль Франс. — Она знала еще меньше своих солдат. Но у нее было большое сердце. Если каждый помышлял только о себе, то она думала обо всех. Если каждый охранял в первую очередь себя, то она не береглась вовсе, так как заранее обрекла себя на все...» Коронация Карла VII состоялась в Реймсе, в кафедральном соборе города, где традиционно короновались французские монархи. На том, чтобы эти торжества прошли именно в Реймсе, настояла Жанна. И путь к нему она проложила триумфальным шествием своей армии. На самой церемонии Жанна появилась в ярко-красном плаще и со своим ангельским штандартом, что не предусматривалось никакими правилами. «Зачем ты принесла свое знамя в церковь?» — спросил ее архиепископ. Орлеанская дева ответила: «Оно было в труде и по праву должно находиться в почете». После победы под Орлеаном и коронации Карла VII ее слава возросла необычайно. И вместе с тем король и его ближайшее окружение начинали все больше не доверять ей. Жанне не дают войска для похода на Париж, и вскоре дворцовые интриги приводят к открытому предательству короля. Жанна попадает в плен к бургундцам, а те за 10 тысяч золотых продают ее англичанам. Французский монарх, обязанный ей престолом, не принимает никаких мер, чтобы спасти ее.
Юная девушка, покинутая всеми, осталась в одиночестве против ста тридцати двух членов трибунала — кардинала, епископов, профессоров теологии, ученых аббатов и священников. В вопросах судей ее подстерегали ловушки, но она всегда избегала их, отвечая достойно и просто. «Спрошенная, как могли говорить с ней святые, если они не имеют органов речи, отвечала: "Я оставляю это на усмотрение Господа. Их голос был красив, мягок и звучал по-французски"». На сомнение судей, что для столь важной миссии была выбрана столь простая и невежественная девушка, Жанна лишь улыбнулась.Она могла бы напомнить им, что Господь не отдает предпочтения знатным и для великих дел чаще избирал своим орудием смиренных и простых людей, нежели епископов и кардиналов, но ответила проще: «Господь волен избирать орудием своей воли кого захочет». Обвиненной в ереси и колдовстве, церковный суд вынес Орлеанской деве смертный приговор. 30 мая 1431 года на площади старого рынка в Руане собралось около 10 тысяч человек. Все они плакали. Говорят, когда Жанна поднималась на костер, один из английских солдат отдал ей честь, а кто-то видел выпорхнувшую из языков пламени белую голубку. Более пяти с половиной столетий минуло с того дня, когда сгорела на костре Жанна д’Арк. Ей было 19 лет. Почти всю свою жизнь — 17 лет — она была никому неведомой Жанеттой из Домреми. Ее соседи потом скажут: «Такая, как все», «Такая, как другие». Один год — всего один год! — она была прославленной Жанной девой, спасительницей Франции. Ее соратники потом скажут: «Как если бы она была капитаном, проведшим на войне 20 или 30 лет». И еще один год — целый год — она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Ее судьи потом скажут: «Великий ученый — и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые ей задавали». Конечно, она не была такой, как все. Конечно, она не была капитаном. И уж точно она не была ученым. И вместе с тем все это в ней было. «Я не боюсь ничего, кроме предательства. Я люблю свой меч, но в сорок раз больше люблю свое знамя». Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |