СтатьиПослать ссылку другуЛичности > "Чело века" Андрея Белого. Дитя, человек, культураДина Бережная, кандидат филологических наук
Для кого-то детская мечта превратилась в дело всей жизни. Счастливы те люди, которые уже в юности почувствовали свое предназначение и смогли следовать по единственному, собственному пути. «Во мне необычайно рано пробудился интерес к философским проблемам, и я осознал свое философское призвание еще мальчикомѕ Никогда никто не натолкнул меня на занятия философией, это родилось изнутри», — писал Н. Бердяев в автобиографии «Самопознание». «Уже писатель», — сказала о себе пятилетней М. Цветаева в автобиографической повести «Мать и музыка»: это было врожденное, заданное. «Я всегда был символистом», — утверждал Андрей Белый. Ребенком, еще не умея говорить, он открыл в себе и в мире то, что позже понял как символ. Что есть символ? Символ связывает быт и бытие, земное и трансцендентное; обращающийся к символу не найдет в нем прямого пути к истине, но может ощутить ее присутствие. Символ позволяет запечатлеть в произведении искусства миги интуитивного прозрения художника, когда в конкретном и преходящем ему видится высшее, общемировое, вечное. Повзрослев и став писателем, Андрей Белый сумел передать звучание символов на страницах своих книг. Его творчество подобно нотной записи огромной симфонии, в которой сплетаются голоса человека и Вселенной. Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) вспоминал, что его детство прошло в стремлении противопоставить миру взрослых свой собственный, манящий и пугающий одновременно. Этот внутренний мир словно сложился из отголосков таинственного дочеловеческого прошлого. Мальчик не открывал его никому и называл, не находя другого имени, «это», «мое». В семье профессора математики на маленького Борю «ушатами изливали лозунги дарвинизма, механического мировоззрения, геологии и палеонтологии». Внутренним бунтом ребенка против такого образа мира стали игры, в которых все окружающее приобретало символический смысл, становилось жестом тайны, безмолвно глядящей из-за «покрова Майи», обыденной жизни. В этих играх-символизациях, в детском мифотворчестве зарождалось литературное творчество Андрея Белого — писателя, философа, стиховеда, публициста, лектораѕ В гимназические годы разнообразное чтение помогло связать индивидуальные образы внутреннего «я» с глубокими символами мировой культуры. Гимназист Боря Бугаев находит «свое» на страницах упанишад; узнает в творчестве Вл. Соловьева, М. Врубеля, Э. Грига, Р. Вагнера, А. Фета знакомый с детства опыт символического видения; увлеченно читает философов, в частности И. Канта, чья система будет объектом критики Андрея Белого на протяжении многих лет.
Первые литературные произведения молодого писателя имеют название «Симфонии». Его зрелые художественные тексты также пронизаны музыкальным, полифоническим началом. Андрей Белый придал поэзии и прозе контрапунктное звучание, подобное одновременному ведению переплетающихся голосов в музыке. Музыкальная, поэтическая, философская стихии его произведений слагаются в единое целое и позволяют не только прочитать символический текст, но и почувствовать его сокровенный смысл, сопережить его творение. Эпоху конца ХIХ — начала ХХ века в России называют русским Возрождением. К. Н. Бугаева писала, что личность Андрея Белого ассоциируется у нее именно с характером Ренессанса, «той великой эпохи, которая утверждала достоинство человека и боролась за его освобождение». Ведь «в каждом он прежде всего предполагал и уважал — человека». Этика и эстетика были для него неразделимы. «У Б. Н. (Андрея Белого) был жизненный идеал человека, заветный и тайно хранимый. Онѕ назвал его греческим словом kalos k’agatos (kalos kai agatos) — прекрасный и добрый или kalokagatos — прекрасно-добрый (благой), в одно слово, как оно звучало для греков. Этот утерянный ныне эпитет показывает, что они умели еще не отделять красоту от добра и воспринимать их синтетически, одновременно, как внешнюю и внутреннюю сторону явлений». Подобно Диогену, Андрей Белый «ходил с фонарем» и искал в каждом человеке «Чело Века» — высшее, созидательное начало. В воспоминаниях К. Н. Бугаевой оживают сцены, в которых проявлялось по-настоящему человечное отношение писателя к людям. Так, когда к уже смертельно больному Борису Николаевичу в больницу пришел парикмахер (сам он не мог бриться), «Б. Н. вдруг с ласковой улыбкой протянул ему руку и едва слышно сказал: — Здравствуйтеѕ спасибо сердечноеѕ что пришлиѕ — (он с трудом говорил)ѕ Когда процедура бриться окончилась и молодой человек вышел, порывисто и как-то бурно пожав снова поднявшуюся к нему руку, Б. Н. взглянул на меня и, как бы извиняясь, — врачи запретили ему все лишние движения, — тихо, но твердо сказал: — Нельзя... Ведь — человек...»
Образ Софии, связывающей человеческое и божественное, пришел в русскую литературу рубежа ХIХ–ХХ веков во многом благодаря мистическим прозрениям Вл. Соловьева. От этого философа писатели-символисты унаследовали идею теургии, то есть творчества, подобного религиозному откровению, несущему в наш мир весть высшего мира. «В глубине целей, выдвигаемых искусством, таятся религиозные цели: это цели преображения человечества», — писал Андрей Белый в статье «Смысл искусства». Для него Вл. Соловьев стал одним из тех духовных спутников-учителей, которые неслучайно встречаются на жизненном пути и помогают осознать его как путь ученичества. В творчестве Андрея Белого соловьевская Душа мира перевоплотились в символ живой и прекрасной Мысли, которую мыслитель, подобно Зигфриду, должен пробудить и спасти от дракона абстракций и схем, освободить от ставших привычными безжизненных терминов. «Точно дело шло о спасении любимой, он бросался на сухие каркасы философских системѕ стремился вновь сочетать, реконструировать и осмыслить в архитектонике целого далеко разошедшиеся сферы культуры: философию, науку, искусство, найти и показать текучую пересеченность всего и во всем», — писала К. Н. Бугаева. Он сохранил в себе ощущение единства мира, которое знакомо детям; в своих автобиографических записях он передавал его строками Ф. Тютчева: Миг тоски невыразимой! Все во мне, и я во всем... Долгие духовные поиски привели писателя к учению Рудольфа Штейнера. В антропософии Штейнера физическое тело, эмоции, сознание, духовное начало в человеке рассматриваются не раздельно, а как грани, или этапы, единого целого. Так же и явления природы, ход человеческой истории и внутренний мир отдельно взятого человека выстраиваются в живую, органически связанную целостность. Андрей Белый слушал лекции Штейнера и участвовал в строительстве антропософского «Гётеанума». Позже он организовал в России «Вольную философскую ассоциацию», задуманную как содружество мыслящих людей, занимающих подлинно активное место в своей стране. Целью «Вольфилы» было перенесение знаний и принципов антропософии на русскую почву, восстановление культуры в голодной послереволюционной России. «Вольфила» просуществовала несколько лет и вынужденно прекратила свою деятельность в 1924 году по вполне понятным причинам. Андрей Белый навсегда остался верен антропософии, в которой увидел возрождение древней философии как любви к мудрости. Подобно Данте, обращавшемуся к Даме Философии, он воспевал «сестру-Антропософию» в очень личных, нежных, любовных стихотворениях: Ты снилась мне, светясь... когда-то, где-то... Сестра моя! Люблю Тебя: Ты — персикова цвета Цветущая заря. «Антропософии», 1918 Андрей Белый стремился внести свою лепту в создание синтетической культуры, которая органично соединяла бы в себе ныне далекие друг от друга области — такие, например, как искусство и точная наука: «Я не довольствуюсь эстетикой, религией и наукой, а выдвигаю по-своему проблему цельности под формой символизма». Сама культура понималась им как связь, интеграция. Современный человек, утверждал символист, мыслит разобщенными понятиями, а современная философия выродилась в знание о знаниях, тогда как изначально Философия была самим устремлением к мудрости, познанию, творчеству. Человек должен вернуть себе свободу живой мысли и осознать себя не биологическим существом или «собранием чувственно-эгоистических импульсов», но духовной сущностью, связанной со всеми другими «Я». Только так человек станет «Челом Века», созидателем и хранителем культуры, ведь она «определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего "Я"». Этот внутренний рост, «второе рождение» человека и его путь ученичества в художественном творчестве Андрея Белого воплощен в образе ребенка.
«Мало кто из взрослых знает и слышит то, что зиждит, ладит и шьет его», — писал Б. Пастернак. Может быть, все мы в детстве знали о себе что-то важное, но потом забыли и стали блуждать в поисках своей судьбы? Ведь детство — это не наивный конфетный мир с обличием рекламного пупса, а таинственное время великих открытий, глубоких переживаний, время живой связи с огромной Вселенной. Об уникальности детского опыта писал Л. Толстой: «ѕразве я не жил тогда, когда учился смотреть, слушать, понимать, говоритьѕ Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю свою жизнь не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня — только шаг. От новорожденного до пятилетнего ребенка — страшное расстояние. От зародыша до новорожденного — пучина». Младшие современники Л. Толстого, деятели русской культуры рубежа веков обратились к миру детства не свысока, не с позиции взрослого, который все знает и всегда прав, а иначе. В мире детства они искали утраченные ценности, которые позволили бы обновить культуру, вернуть ей живой смысл. На страницах их книг душа ребенка предстает не «чистым листом», но древней, мудрой сущностью, пришедшей в этот мир из высшего мира: Мать разрешения ждала — И вышла из туманной лодки На брег земного бытия Изгнанница — душа моя. Вяч. Иванов, «Младенчество», 1918
Литература Аверин Б. В. Дар Мнемозиныѕ СПб., 2003. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. Белый А. Душа самосознающая. М., 1999. Бугаева К. Н. Воспоминания об Андрее Белом. СПб., 2001. Волошин М. Откровения детских игр // Лики творчества. М., 1989. Колобаева Л. А. Русский символизм. М., 2000. Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |