СтатьиПослать ссылку другуЛичности > Святыми не рождаются. Размышления о Кирилле БелозерскомТатьяна ЧамоваКогда-то Русь называли Святой. В памяти поколений еще живет это понятие, ставшее уже почти мифологическим. Неотъемлемая его часть Северная Фиваида, созвездие монастырей, основанных учениками Сергия Радонежского в XIVXV веках. А начало им положил московский монах Кирилл.
В Третьяковской галерее хранится икона Кирилла, написанная при его жизни. При сохранении всех иконописных канонов это, пожалуй, первый портрет в русской живописи. Для Руси идея изображения живого человека «с натуры» была совершенно новой. Портрет необычен, вернее необычен облик человека: большая голова, высокий лоб и острый, умный взгляд. Кирилл изображен во весь рост, но по сравнению с головой тело кажется непропорционально маленьким, второстепенным. Вряд ли это случайность или недостаток мастерства художника. Скорее всего, художник хотел подчеркнуть высшую природу человеческого духа, проявившуюся через сознание и ум этого человека, по сравнению с тленным телом.
|
Русские монастыри Когда возникли на Руси первые, безымянные для нас обители, не установлено. Одни историки считают, что первый монастырь устроила княгиня Ольга еще до принятия Русью христианства, после того как сама крестилась в Константинополе около 955 года. Другие исследователи ссылаются на то, что летописи в первый раз упоминают о монастырях под 1037 годом: речь там идет о построении князем Ярославом Мудрым монастыря св. Георгия. Причем летописец отмечает, что с этих пор «черноризцы почаша множитися и монастыреве починаху быти». |
Многие легенды об основании обителей учениками Сергия Радонежского схожи в том, что вдохновительницей и направительницей подвижников стала Богородица. Так же произошло и с Кириллом. Еще в Москве, в Симонове, она явилась Кириллу во время молитвы и буквально показала место будущего монастыря. По легенде, именно это место и увидел Кирилл, стоя на вершине горы Мауры, а увидев, воскликнул: «Вот покой мой во веки веков! Здесь поселюсь, ибо выбрала это место Пречистая».
В Белозерье, куда ушел Кирилл, он не столько покоился в безмолвии, сколько действовал: создавал новое общежитие и при этом активно, как организующее начало, входил в хозяйственную и духовную жизнь Белозерского края. Подобным образом действовали и расходившиеся из Троице-Сергиевой лавры «безмолвники» ученики Сергия Радонежского.
История Кирилло-Белозерского монастыря Много крупных событий российской истории связано с Кирилло-Белозерским монастырем. Самое прямое отношение имел он к борьбе за создание централизованного Русского государства, к движению «заволжских старцев» противников церковного землевладения и обогащения монастырей, к защите Русского Севера от польско-литовского нашествия в Смутное время начала ХVII века. В старину процветали в монастыре многочисленные ремесла, здесь трудились искусные мастера, живописцы расписывали храмы, работали летописцы и переписчики древних книг. |
«Правила святых отец», сохранившиеся в одной из рукописей Кирилла, показывают, что игумен строго следил за нравственностью населения. Так, например, за ложь «Правила» наказывают едой всухомятку в течение недели и 60 поклонами каждый день, за клевету 40 днями сухоядения и 80 ежедневными поклонами; за злопамятство назначают две недели такого поста и по 100 поклонов.
Любопытно, что им установлено наказание и за неуважение к явлениям природы: «Похулившие что-либо: дождь или снег, тварь божию, да имат епитемию: 3 дний сухо да ясть, поклона 25».
Архитектурные памятники монастыря Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, включающего 11 храмов, был возведен в ХVХVIII вв. Площадь монастыря около 12 га. На этом пространстве расположен целый каменный город, почти в нетронутом виде сохранившийся со времен Московской Руси. |
Врачеватель душ Кирилл врачевал и тела. В его сборнике можно прочесть и о развитии младенца в материнской утробе, и о том, как в какое время года питаться.
Кирилла можно назвать первым специалистом по флеботомии лечению кровопусканием из вены. Он разработал специальную методику в какой день и из какой точки руки следует пускать кровь. При этом рекомендации по применению лечебных средств учитывают связь ритмов жизни человека с лунным календарем. На основе лунного календаря Кирилл дает советы, «когда сеяти и садити и врачевать человекы» и даже когда стричь волосы.
Кириллу была присуща твердая, хотя и кроткая, независимость по отношению к сильным мира сего. До нас дошли его послания князьям Андрею Можайскому и Василию (сыновьям Дмитрия Донского). В посланиях он внушает князьям идеал справедливости и человечной власти, просит о примирении и даже предлагает ввести изменения в дела управления государством, говорит о неподкупном суде. В послании великому князю Василию Дмитриевичу он пишет о великой ответственности, связанной с княжеской властью: « Аще кто от бояр согрешит, не творит всем людем пакости, но токмо собе единому, аще ли же сам князь согрешит, всем людем, иже под ним, сотворяет вред».
В сборнике Кирилло-Белозерского монастыря начала XV века помещена представительная подборка статей и фрагментов естественнонаучного содержания, восходящих к трудам известных античных ученых Гиппократа, Галена, Аристарха Самосского, Аристотеля и других, а также естественнонаучные трактаты Кирилла о земном устроении, о природных явлениях.
Сборники Кирилла носят энциклопедический характер. Они, несомненно, послужили и по стилю, и по сути образцом для белозерских книжников последующего времени. В одной из его книг обнаруживается древнейшая на славянском языке подборка выписок по естествознанию, восходящая к византийскому греческому оригиналу XI века. В ней говорится об элементах («вещах»), из которых составлен мир, о веществах («стихиях»), составляющих «малый мир, сиречь человека», о возрастных изменениях, о причинах болезней и т.п. Статья «О земном устроении» показывает, что Землю Кирилл представлял себе шарообразной, окруженной со всех сторон, как яйцо скорлупой, воздухом и небесами и носящейся среди небесной «праздности», пустоты, «яко же некое перо». Статья «О громовеях и молнии» разъясняет, почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром: «Так происходит потому, что зрение человеческое не медлит. Потому быстро и видит молнию. А слух есть медленное чувство, и он медлит услышать грохот грома, и слышит его после молнии».
«Не скорбите о моем отшествии Не только не оскудеет обитель моя, но еще больше распространится по отшествии моем, только любовь имейте между собою».
Подписаться на журнал "Человек без границ"